Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Запад толкает Украину на последнюю битву

Масштабное поражение украинской армии и стоящего за ней западного политикума и ВПК будет наглядной демонстрацией окончания доминирования Запада и станет важным фактором в изменении геополитического мироустройства.

13 комментариев
10 апреля 2007, 17:38 • Политика

Венгерское эхо Таллина

Националисты Венгрии идут эстонским путем

Венгерское эхо Таллина
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

Венгрия пошла по стопам эстонских политиков, которые решили снести памятник Воину-Освободителю. В Венгрии набирает обороты кампания за перенос из центра столицы памятника советским солдатам, павшим в боях за освобождение Будапешта. Политологи считают это типичной реакцией для страны, которая недавно обрела независимость.

Всемирный союз венгров собирается организовать референдум по вопросу мемориала советским воинам. По закону это возможно лишь тогда, когда инициаторы соберут более 200 тыс. подписей. Представители националистов заявляют, что необходимое число подписей уже собрано. Поэтому плебисцит может пройти уже в ближайшее время.

Это типовая реакция для страны, которая раньше была частью большой империи, а потом обрела фактическую независимость

Председатель Всемирного союза венгров Миклош Патрубани настаивает, что они не выступают против советских героев и ни в коем случае не намерены разрушить монумент. Речь идет о переносе памятника в другое место. «Мы хотим добиться переноса монумента. Подчеркиваю, мы не хотим добиться, чтобы его разрушали. Мы не выступаем против советских героев, погибших во время Второй мировой войны. Однако мы хотим, чтобы в центре города развевался венгерский флаг, как это было до того, как здесь появился советский памятник», – цитирует Патрубани ВВС.

Обелиск в память 80 тыс. солдат Красной армии, погибших в ожесточенных и кровопролитных боях за Будапешт в конце 1944 года, установлен в самом центре города на площади Сабадшаг.

В начале 90-х, когда прежний политический режим пал, новая «демократическая» власть за короткий срок смела практически все памятники и обелиски, установленные в память о советских солдатах. Однако монумент на центральной площади все-таки устоял. Правда, за последние годы его не раз пытались демонтировать.

В сентябре прошлого года во время общественных беспорядков в венгерской столице хулиганы облили ночью памятник краской. Неизвестные сбили с мемориала красную звезду и герб. Местные власти заявляли тогда, что «никаких антироссийских настроений в Будапеште не наблюдается».

В 2002 году в связи с крупными реконструкциями в центре города (мэрия Будапешта решила построить под площадью огромную парковку. – Ред.) в венгерской прессе появились сообщения, что памятник «временно исчезнет». Москва потребовала от венгерского правительства гарантий, что после стройки памятник вернут на прежнее место. Тогда городские власти предложили изменить надпись на памятнике. Она звучит так: «Слава советским воинам-освободителям!» Чиновники предложили свой вариант: «В память о советских солдатах, погибших в борьбе с фашизмом». Но инициатива не нашла общественной поддержки.

У венгров противоречивое отношение к Советскому Союзу. Об этом сказал ВВС историк Криштиан Унгвари. Он не отрицает, что Россия вправе требовать от местных властей, чтобы памятник оставили в покое, но он согласен с теми, кто говорит, что называть советских воинов освободителями не совсем корректно. Венгрия была союзницей Германии во время Второй мировой. Венгерские националисты обвиняют советские войска в изнасилованиях и мародерстве во время и после окончания боев. Не добавляет любви к соседу и жестокое подавление восстания в 1956 году.

Похоже, сейчас в бывших странах – участницах Варшавского договора появилась тенденция памятникоборчества и гробокопательства. Напомним, в начале марта российская часть экспозиции музея Освенцима в Польше была закрыта. Дирекция музея обещала возобновить работу экспозиции только в том случае, если Россия признает оккупацию СССР польской территории. Поляки настаивают, чтобы узники Освенцима, попавшие в лагерь смерти из западных районов Белоруссии и Украины, упоминались как граждане Польши, а не СССР, хотя в 1939 году эти территории отошли Союзу по соглашению Молотова – Риббентропа.

Гендиректор Международного института политической экспертизы (МИПЭ) Евгений Минченко считает, что Венгрия не пошла по пути Эстонии, потому что заявление Всемирного союза венгров нельзя считать официальной позицией правительства. В Венгрии это пока только инициатива. «Для России будет хорошо, если этот вопрос вынесут на референдум. И вместо того чтобы охать и возмущаться на тему «ой, какие злобные венгры», было бы правильнее бросить интеллектуальный и информационный ресурсы на взаимодействие с венгерским общественным мнением, донеся до них свои позиции», – сказал Минченко газете ВЗГЛЯД.

Политолог предлагает использовать этот вызов как движение к улучшению отношений между Россией и Венгрией и «провести нормальную кампанию по взаимодействию с лидерами общественного мнения и обществом». Он не нашел совпадений в том, что сразу несколько стран захотели избавиться от советского прошлого. «Проблема всех этих новых демократий – в самоидентификации: «Кто мы? Что мы? Где мы?» Естественно, что самый простой путь в рамках этой самоидентификации – идти от противного», – пояснил эксперт.

Минченко вспомнил высказывание Владимира Ленина, который сказал как-то: «Чтобы объединиться, надо сначала размежеваться». «Это типовая реакция для страны, которая раньше была частью большой империи, а потом обрела фактическую независимость», – подытожил политолог.

..............