Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
30 ноября 2007, 20:30 • Политика

Право на войну

Новая война может начаться в любую минуту

Право на войну
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Бавырин

Теперь военные Турецкой Республики имеют право начать «тотальную и окончательную спецоперацию против боевиков из РПК» тогда, когда захотят. Кабинет министров Тайипа Эрдогана дал им на это все права. Учитывая, что генералитет Турции давно и настойчиво пытался получить у правительства данный мандат, а 100-тысячный воинский контингент пылится у границ с Ираком не первый месяц, война теперь может начаться в любую минуту.

В пятницу премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган все-таки выдал Министерству обороны страны мандат на проведение военной операции против Рабочей партии Курдистана. Фактически это означает только одно: война теперь может начаться в любую минуту. Причем минуя «последнее предупреждение».

Командование турецкой армии уже неоднократно заявляло, что подготовка к операции в регионе завершена

Да, в мандате указано, что операция именно «приграничная», то есть продвижения армии вглубь иракской территории быть не должно. Но военные и раньше не отвлекались на подобные условности, вряд ли отвлекутся и теперь.

Если курды начну коллективно отступать на свои позиции в Иракском Курдистане, армия с большой степенью вероятности последует за ними. Благо поддержки со стороны местной администрации у боевиков из РПК больше нет.

Сейчас на границе Турецкой Республики и Северного Ирака сосредоточен 100-тысячный воинский контингент. Им противостоят, по данным генштаба Турции, около 3500 курдских боевиков.

Напомним, что мандат на вторжение в Ирак парламент Турции выдал своему правительству еще в середине октября. О «неизбежности скорой войны» тогда заявили практически все хоть сколько-нибудь значимые политики республики.

Более того, «партии мира» на тот момент в Турции просто не существовало. Не существует ее и теперь, если не считать крайне малочисленную группу этнических курдов в местном парламенте.

Однако против такого варианта развития событий крайне резко выступал Вашингтон, так как новая война в Ираке дестабилизировала бы обстановку в регионе, а кроме того, курды всегда были верными союзниками Белого дома в деле войны с Хусейном и его последователями. И после череды резких милитаристских (а иногда и прямо антиамериканских) заявлений Эрдоган вдруг дал «время дипломатии».

Штаты тогда задействовали все свои лучшие дипломатические силы, подключив к увещеванию турок также официальный Багдад и представителей НАТО. Негативно оценивали перспективы войны и в Брюсселе, что немаловажно: Турция в Евросоюз, как известно, стремится всей душой.

После визита Эрдогана в Вашингтон и переговоров в формате «один на один» с президентом Джорджем Бушем, обстановка заметно поутихла. Ведущие газеты Турции выходили в те дни под заголовками «Белый дом нашел доводы».

По большому счету, это была игра против Эрдогана. В Турции ежедневно проходили супермасштабные акции в поддержку войны, а население активно жертвовало свои сбережения в фонд помощи воинскому контингенту Турции (дочь президента страны Абдуллы Гюля не поскупилась даже отдать свои свадебные украшение). На Эрдогана, одним словом, прямо давили его же избиратели.

Главной же «партией войны» числился Генштаб Турции. Военные давно (причем в ультимативной форме) выступают за «окончательное решение курдской проблемы», а трансграничную операцию считают лучшим из методов.

Военных Эрдоган послушаться был обязан. Генералитет в республике имеет традиционно сильное влияние на политику (благо выступает гарантом светского строя страны), он уже неоднократно свергал правительства, а к Эрдогану имеет вполне конкретные претензии.

Во-первых, Эрдоган – исламист (пусть и умеренный). Во-вторых, он был судим, так как работал мэром Стамбула и входил в происламскую Партию благоденствия, запрещенную военными после очередного переворота в 1998 году.

Только прямое вмешательство Штатов позволило Эрдогану спустя годы возглавить Кабмин, несмотря на судимость и протесты военных.

Тем не менее необходимость войны лично для Эрдогана ничем не объясняет тот факт, что мандат был выдан именно сейчас. Конечно, командование турецкой армии уже неоднократно заявляло, что подготовка к операции в регионе завершена и Генштаб ждет от правительства директивы на вторжение на сопредельную территорию, но это еще не довод.

Возможно, Эрдоган, экономист по образованию, просто посчитал убытки. Утром в пятницу одно довольно нервное заявление сделал заместитель Эрдогана Джемиль Чичек.

Чиновник заявил в частности, что общий ущерб, который нанесла Турции террористическая организация РПК, составил около 300 млрд долларов.

«Используй наша страна эти средства в других целях, то сегодня занимала бы седьмое место в списке мировых держав», – цитирует турецкого вице-премьера газета «Миллиет».

Как бы там ни было, но эпопея с «очередной войной в Ираке» явно выходит на финишную прямую.

..............