Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

8 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
10 сентября 2006, 12:11 • Политика

Сверхзвуковые «Молнии» Ирана

Иран испытал самолет собственной разработки

Сверхзвуковые «Молнии» Ирана
@ www.keypublishing.com

Tекст: Геннадий Нечаев

Первый иранский боевой самолет собственной разработки – истребитель «Саега» (Saeghe, «Молния») – успешно прошел испытания. Как сказал командующий армией страны Атаолла Салехи, войсковые испытания новой машины прошли в рамках начавшихся 19 августа широкомасштабных учений «Удар Зульфикара».

Салехи особо подчеркнул, что «Саега» создан без постороннего содействия иранскими специалистами Университета шахида Сетари при ВВС ИРИ. «Ни одна страна не помогала нам в этой области, мы были вынуждены действовать самостоятельно, опираясь на собственные силы и знания», - заявил главком.

Первые сообщения о разработке Ираном собственного истребителя появились в конце 2004 года, тогда же планировалось, что его серийное производство начнется в 2008 году.

«Вылизанная» копия

В Иране не могли наладить производство запчастей к американской авиатехнике, которую в больших количествах покупал шах Реза

Атаолла Салехи особо подчеркнул, что Saeghe создан для противодействия основному американскому палубному истребителю – штурмовику F-18 Hornet («Шершень») и по ряду характеристик превосходит американский аналог.

Однако это заявление эксперты ставят под сомнение. «Дедушкой» иранской машины был легкий американский истребитель F-5E Tiger II, немалое число которых досталось аятоллам от режима шаха Резы Пхлеви. По-сути Saeghe - это немного увеличенная и аэродинамически «вылизанная» копия американского «Тигра» со сдвоенным вертикальным оперением от «Шершня», чем, действительно, напоминает последний. Что тоже немудрено: прототипы иранского истребителя F-5 и F-18 - прямые родственники: оба в разные годы разрабатывались в одном и том же американском КБ на фирме Lockheed Martin.

Внешнее сходство с «Шершнем» усиливает длинный, уплощенный нос, конструкция воздухозаборников двигателей и длинные вихреобразующие наплывы перед передней кромкой крыла (эта мера улучшает управляемость машины на больших углах атаки), что с точки зрения аэродинамики позволяет отнести машину к разряду вполне современных.

В этом плане самолет, несомненно, превосходит аналогичный по классу китайско-пакистанский FB-1/FC-17 Fengbao-1 (FB-1)/Jaguar-1 и даже более «продвинутый» тайваньский Tsing-Go, созданный «по мотивам» американского F-16. Впрочем, как это свойственно всем закрытым режимам, ни состав бортового вооружения, ни тип двигателей, ни сведений об авионике самолета не приводится.

«Сверхзвук» доступен не всем

В «сверхзвуковой» клуб входит все больше и больше держав (www.keypublishing.com)
В «сверхзвуковой» клуб входит все больше и больше держав (www.keypublishing.com)

Как известно, одна из наиболее сложных и наукоемких частей любого самолета – его силовая установка. Создать собственный мотор для истребителя не смогли ни шведы (их JAS-39 Grippen оснащен лицензионной копией американского мотора), ни японцы, находящиеся в аналогичной ситуации. «Не по зубам» оказалась эта задачка в свое время и индусам – для ее решения правительство привлекало даже беглых фашистских специалистов.

Почти все китайские самолеты летают на советских/российских моторах или их копиях. К созданию собственных моторов (и то с привлечением российских специалистов) в КНР приступают только сейчас. Сомнительно, чтобы Иран за несколько лет обогнал не самые отсталые в промышленном отношении страны. Более того – до последнего времени в стране не могли даже наладить производство запчастей к американской авиатехнике, которую в больших количествах покупал шах Реза, неплохо разбиравшийся в вопросах авиации.

Таким образом из 79 поставленных Ирану современных истребителей – перехватчиков F-14 сейчас в строю осталось по разным оценкам 20-25 штук. Остальные были «каннибализированны» - то есть неисправные машины послужили источниками запчастей для исправных. Правда, их боевая ценность невелика: ракеты дальнего действия Phoenix в страну не поставляются.

Конечно, для опытного образца иранцы могли снять отремонтированные движки с еще летающих «Тигров». По данным издания Jane’s Defense, Тегеран располагает примерно 60 такими машинами. Между тем с устаревшими американскими моторами, развивающими слишком невысокую (по современным меркам) тягу, самолет имел бы смысл лишь в качестве учебно-боевого.

Однако, скорее всего, иранская «Молния» частично ковалась на просторах 1/6 части суши. От представителей российской фирмы-производителя ОАО «НПП «Звезда» доподлинно известно, что два таких кресла заказаны иранской стороной конкретно под программу Saeghe. Кроме того, в авиационных кругах пару лет ходят упорные слухи о закупке Тегераном большой партии российских моторов РД-33 (такие «движки» ставят на МиГ-29, 40 таких истребителей проданы в страну в начале 90-х).

По тем же слухам, моторы предназначены конкретно под «Саега». Однако, как сообщил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД представитель менеджмента ФГУП «ММПП «Салют», в настоящий момент переговоры о поставках хотя и не начались, но подобная сделка «весьма вероятна». Примерно то же можно сказать и о вооружении: скорее всего, оно также будет российским, по крайней мере, на первом этапе.

Так или иначе, в «сверхзвуковой» клуб входит все больше и больше держав. И, несомненно, рано или поздно Иран туда войдет. Пускай и с ВВС «вчерашнего дня», но, тем не менее, это уже не будет страна, которую можно взять голыми руками (подобно Афганистану и Ираку): основные потери агрессоры понесут именно на этапе боевых действий, а не после, в партизанской войне.

..............