Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
16 июля 2006, 17:25 • Политика

Итоги недели: под знаком «Большой восьмерки»

Кремль отреагировал на новые инициативы Грузии

Итоги недели: под знаком «Большой восьмерки»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Сергей Ильин

В Санкт-Петербурге начался саммит G8. В его преддверии российская оппозиция собралась в Москве на конференции «Другая Россия». Тем временем в российско-грузинских отношениях продолжает нарастать напряженность, а вот в Ливане уже вовсю идут боевые действия. Украина по-прежнему не может выйти из парламентского кризиса, а впереди, похоже, еще и очередной газовый. Компанию же «Роснефть» волнует лишь то, насколько успешным станет IPO, – и пока есть все основания для сдержанного оптимизма.

Встреча глав государств «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге наконец-то началась. Главные события произойдут уже после опубликования данной статьи, но кое-что стало понятно уже сейчас.

К примеру, уже ясно, что были сорваны все попытки как-то помешать проведению саммита. Призывы некоторых политических деятелей (в том числе и российских) об отмене встречи услышаны не были, да и на кучки маргиналов, собравшихся нынче в Северной столице, мало кто обращает внимание. Слишком уж о серьезном мероприятии идет речь, и политкрикуны обречены оставаться за кадром, как бы им туда ни хотелось попасть.

«Глядишь, кто и услышит»

Неспокойно нынче и на Украине, хотя о вооруженных противостояниях речь там, по счастью, пока не идет

Многое прояснилось еще до официального начала саммита, на встрече Владимира Путина (напомним, что Россия сейчас председательствует в G8) с Джорджем Бушем, прилетевшим в Санкт-Петербург еще в пятницу. Стороны обсудили целый ряд вопросов – от безопасности атомных объектов до ситуации в Ливане. По большинству позиций особых разногласий замечено не было. Буш признал наличие в РФ демократии «российского стиля», а Путин пустил парфянскую стрелу, указав, что «мы строим демократию в нашей стране, но не хотим, чтобы у нас была такая же демократия, как в Ираке».

Нерешенным остался вопрос о вступлении России в ВТО. Предполагалось, что решение будет принято прямо на саммите, но теперь это откладывается. Впрочем, такой поворот событий не стал неожиданностью для Владимира Путина, который подчеркнул, что Россия «продолжит переговоры по вступлению в ВТО, отстаивая свои национальные интересы».

Пока в Санкт-Петербурге шли последние приготовления к саммиту G8, в Москве прошел «саммит» отечественной оппозиции под претенциозным названием «Другая Россия». Собрались практически все «вечные оппозиционеры», ну разве что кроме Зюганова, Явлинского и Белых. Зато в остальном спектр был представлен практически всеми: Виктор Анпилов братался с Ириной Хакамадой, а Эдуард Лимонов – с Михаилом Касьяновым. В раздельности оппозиционеры на политическом поле практически незаметны, что, надо полагать, и привело их к решению «если гаркнем все вместе – глядишь, кто и услышит».

Похоже, что не услышали. Это, собственно говоря, и неудивительно: политический капитал разномастных оппозиционеров ничтожен, а камлания на тему «Раз, два, три – Путин, уходи!» слышат в лучшем случае журналисты. Даже в том случае, если камлающим наконец-то удается на время объединиться.

Кстати, о журналистах. Первый же день работы «Другой России» ознаменовался немалым скандалом: представляющие «альтернативную службу безопасности» нацболы вздумали вывести из зала прессы двух журналисток, в том числе обозревателя газеты ВЗГЛЯД Татьяну Кособокову. Конфликт разрешился, но без заламывания дамам рук дело все же не обошлось. Комментировать тут ничего и не хочется – не считая того, что представители НБП, судя по всему, ощутили себя главными фронтменами мероприятия. Что достаточно логично, особенно с учетом того, что копирайт самого термина «Другая Россия» принадлежит Эдуарду Лимонову.

Кстати, на разборках с журналистами «рукоприкладная» часть собрания оппозиции всея Руси отнюдь не закончилась. Насилие было применено (все теми же нацболами) и по отношению к явившимся на мероприятие представителям ЕСМ, один из которых, со своей стороны, нанес оскорбление действием Михаилу Касьянову. Подвергся насилию со стороны неизвестных и направлявшийся на конференцию депутат Госдумы Сергей Глазьев.

Иркутская история

Катастрофа аэробуса компании «Сибирь»
Катастрофа аэробуса компании «Сибирь»
Помимо неприятного инцидента и неудавшегося участия в конференции оппозиционеров, г-н Глазьев сделал на неделе и ряд политических шагов. В числе прочего он направил депутатские запросы генпрокурору Юрию Чайке, министру транспорта Игорю Левитину и секретарю СБ Игорю Иванову с требованием приостановить эксплуатацию аэробусов А-310 и их модификаций до окончания расследования причин их неисправностей. Речь, как нетрудно догадаться, идет в первую очередь о трагедии в Иркутске.

Катастрофа аэробуса компании «Сибирь» (S7) вызвала большой резонанс: в течение недели репортажи из Иркутска шли под первым номером в новостных выпусках. В России был объявлен день траура по более чем 120 погибшим при крушении самолета. Причины катастрофы расследуются, но многие эксперты говорят о том, что не последнюю роль сыграли причины технического характера: разбившемуся аэробусу в этом году исполнялось 20 лет.

То, что отечественные авиакомпании при закупке самолетов часто отдают предпочтение зарубежным летательным аппаратам second hand, ни для кого не секрет. В первую очередь – из соображений экономического характера. Однако здесь всерьез стоит вопрос, не приводит ли подобная экономия к увеличению аварийного риска. Так или иначе, но факт налицо: россияне начали испытывать недоверие к аэробусам (напомним, что на неделе в аварийную ситуацию попал еще один лайнер этого класса). Судя по всему, по тем же причинам пострадает от падения спроса и компания «Сибирь».

Недружественный шаг

Два теракта в Южной Осетии, задержание машины российских диппредставителей – все это заставляет всерьез задуматься
Два теракта в Южной Осетии, задержание машины российских диппредставителей – все это заставляет всерьез задуматься
Если то обстоятельство, что иркутская трагедия стала своеобразным прологом к Петербургскому саммиту, является очевидным совпадением, то о ряде других событий говорить как о случайности никак не приходится. Это относится не только к конференции «Другая Россия», но и к событиям на Кавказе. А там на прошлой неделе было жарко.

Два теракта в Южной Осетии, задержание машины российских диппредставителей – все это заставляет всерьез задуматься. Особенно с учетом данных, предоставленных российскими спецслужбами. Аккурат накануне терактов ФСБ обнародовала информацию о готовящихся провокациях грузинской стороны, и есть ряд оснований предполагать, что не сегодня-завтра мы увидим новые тому подтверждения.

Параллельно официальный Тбилиси сделал еще один крайне недружественный шаг по отношению к России: отозвал свою подпись под протоколом о присоединении РФ к ВТО (напомним, каждый из членов организации фактически имеет право вето). Насколько пострадает от этого российская сторона, не вполне ясно, но сам жест говорит о многом.

Наиболее горячие головы в отечественном экспертном сообществе уже заговорили о неизбежных в самое ближайшее время боевых действиях между Россией и Грузией, что, конечно, является перебором, но не сказать чтобы уж совсем оторванным от реальности.

В Кремле же на новые инициативы Тбилиси пока реагируют с иронией – помощник президента РФ Сергей Приходько припомнил поговорку: «Я хозяин своего слова, хочу – даю слово, хочу – беру его обратно». При этом глава российского МИДа Сергей Лавров на воскресной встрече с журналистами призвал лидеров G8 убедить Грузию отказаться от провокаций и подтвердил, что российские миротворцы по-прежнему будут выполнять свои функции.

Кстати, многие сейчас проводят параллели между отношениями российско-грузинскими и израильско-ливанскими. Сравнение опять-таки весьма рискованное, особенно с учетом того, что на «втором израильском фронте» боевые действия уже ведутся, и вполне крупномасштабные.

Бомбардировки объектов инфраструктуры ведутся практически по всей территории Ливана – вплоть до удаленных от Израиля северных районов страны; с моря по побережью удары наносятся также силами израильских Военно-морских сил. Армия Ливана в боевые действия пока не вступает, но что будет дальше – пока непонятно. Особенно с учетом воинственных заявлений, доносящихся из Дамаска и Тегерана: к примеру, в пятницу иранский президент Махмуд Ахмадинежад заявил, что любая атака Израиля против Сирии будет агрессией против всего исламского мира и вызовет жесткую реакцию.

Израильская сторона, впрочем, нашла не лишенное изящности обоснование военной операции в Ливане. Как заявил в беседе с генсеком ООН Кофи Аннаном премьер-министр страны Эхуд Ольмерт, речь идет фактически о выполнении резолюции ООН № 1559, предусматривающей в числе прочего разоружение террористической группировки «Хезболлах». В самой ООН (точнее, в Совете Безопасности) арабские страны попытались продавить решение с осуждением действий Израиля, но резолюция была заблокирована, и обстановка в Ливане продолжает оставаться напряженной.

Между Радой, Майданом и газом

В Киеве уже появились оранжевые палатки движения «Пора»
В Киеве уже появились оранжевые палатки движения «Пора»
Неспокойно нынче и на Украине, хотя о вооруженных противостояниях речь там, по счастью, пока не идет. Тем не менее постепенно создается «Майдан-2 в миниатюре»: в Киеве уже появились оранжевые палатки движения «Пора», а на следующей неделе, по данным Соцпартии, предполагается приезд в столицу противников образования широкой коалиции из регионов, которые намерены блокировать работу парламента.

Перед Виктором Ющенко, таким образом, ребром становится вопрос: одобрить альянс «Нашей Украины» с Партией регионов и ее союзниками или же готовиться к роспуску Верховной рады; промежуточные варианты, судя по всему, становятся все менее вероятными. При этом украинский президент проигрывает в обоих случаях, но если при образовании широкой коалиции он может отчасти компенсировать это, позиционируя себя как лидера сил, выступающих за объединение страны, то в случае досрочных выборов все будет куда хуже.

Грубо говоря, повторится нынешняя ситуация, но с одним существенным нюансом: по всем прогнозам «Наша Украина» соберет на досрочных выборах еще меньше голосов, чем весной, и в новой Раде будет находиться на совсем уж второстепенных позициях.

В субботу президент Виктор Ющенко выступил с традиционным радиообращением к украинскому народу и обозначил свою позицию достаточно амбивалентно «Как глава государства, который осознает цену такого шага, я надеюсь, что у политиков хватит мудрости найти компромисс до 25 июля – дня, когда, согласно конституции, президент получит право роспуска недееспособного парламента, который не смог сформировать новое правительство».

Любопытно, что в тот же день Ющенко издал распоряжение о полной замене своей охраны (в первую очередь речь идет об охране Секретариата президента). Официальная формулировка – «в связи с дестабилизацией политической ситуации», но, по некоторым данным, проблема заключается в том, что руководство охраны симпатизирует Юлии Тимошенко. Что с учетом нынешних украинских реалий чревато самыми серьезными проблемами – вплоть до политических провокаций.

А тем временем Украина, судя по всему, приближается к очередному газовому кризису. По мнению зампреда правления Газпрома Александра Медведева, страна не укладывается в сроки по заполнению газовых хранилищ. И совершенно нельзя исключать, что зимой повторится прошлогодняя история с несанкционированным отбором газа, предназначенного для поставок в Европу.

Если для Украины традиционным являются вопросы дефицита и оплаты энергоносителей, то российские нефтегазовые компании сталкиваются с совершенно иными проблемами – в первую очередь привлечения средств иностранных инвесторов и, соответственно, уровня собственной капитализации. Перед IPO Роснефти оказалось, что финансовая элита мира оценила компанию весьма высоко: стоимость одной акции составила 7,55 доллара, а общая капитализация концерна – почти 80 млрд. долларов. При этом, судя по ожиданиям рынка, с открытием 19 июля торгов на Лондонской фондовой бирже эти показатели вырастут. Благо что растут и цены на нефть – в значительной мере в связи с описанной выше эскалацией на Ближнем Востоке.

..............