Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе – больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
30 января 2006, 21:39 • Политика

Канадский арктический патруль

Канада хочет выгнать американцев из Арктики

Канадский арктический патруль

Tекст: Геннадий Нечаев

Канада намерена направить в Арктику три военных ледокола. «Соединенные Штаты защищают свой суверенитет, а канадское правительство защищает свой. Мы получили свой мандат от народа Канады, а не от посла Соединенных Штатов», - заявил будущий премьер-министр Канады Стивен Харпер.

Выступление Харпера послужило ответом на заявление американского посла Дэвида Уилкинса, сделанное им в одном из канадских университетов. Уилкинс возразил против намерения Канады патрулировать арктические воды так называемого Северо-Западного Прохода, которые США считают международными.

Судоходство в канале может принести стране солидные дивиденды – также, как и нефтяные и рыбные промыслы #{quote1}

Несмотря на недовольство США, избранный премьер-министр Канады, лидер Консервативной партии Стивен Харпер не отказался от своего намерения послать военные корабли для патрулирования Северо-Западного Прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны в высоких арктических широтах.

Пока эти воды, забитые полярными льдами, считаются не судоходными, но в связи с глобальным потеплением ситуация может измениться в ближайшем будущем. Судоходство в канале может принести стране солидные дивиденды, также как и нефтяные и рыбные промыслы. Как полагают эксперты, северные льды скрывают четверть неразведанных мировых запасов углеводородного сырья.

Намерение защитить арктические воды (которые Канада считает суверенными) от притязаний Соединенных Штатов, России и Дании, выступающих за международный статус Северо-Западного Прохода, было одним из пунктов предвыборной программы консерваторов. В результате голосования консерваторы одержали победу над правившими в стране более 10 лет либералами, однако не сумели заручиться абсолютным большинством.

В среду посол США Дэвид Уилкинс заявил, что его страна выступает против этого намерения Оттавы и, как и большинство других стран, не признает притязаний Канады. Харпер в ответ указал, что мандат доверия ему вручили канадцы, а не мистер Уилкинс. Следует отметить также, что интерес к расширению экономической деятельности в высоких арктических широтах, кроме перечисленных стран, проявляют в последнее время Норвегия, Швеция, Финляндия и Исландия, а также Китай, вечно испытывающий сырьевой голод.

Причина назревающего конфликта заключается в том, что согласно Международному морскому праву любое государство может распространить свой экономический суверенитет на 200-мильную зону от своих побережий, включая все ресурсы, которые окажутся в этом районе.

Однако США пока не поставили свою подпись под соответствующим соглашением. «Я хочу, чтобы меня услышали и поняли – мы имеем серьезные планы в отношении нашей обороноспособности и укрепления суверенитета страны, включая и суверенитет в Арктике», - заявил канадский премьер в одной из предвыборных речей. На укрепление арктических границ консерваторы намерены потратить 5,3 млрд. долларов. Часть из этих средств пойдет на строительство трех патрульных кораблей ледокольного типа с усиленными противолодочными возможностями.

Канадцы не без оснований полагают, что в этих водах присутствовали или присутствуют иностранные субмарины, которые благодаря возможностям подводного хода «срезают угол» по пути из океана в океан. Как полагают эксперты Мирового экономического форума, скоро такая возможность откроется и для надводных судов. Ждать осталось сравнительно недолго.

Как заявил на встрече лидеров промышленно развитых стран, недавно завершившейся в Давосе, председатель американской комиссии арктических исследований Джордж Ньютон: «Наши прогнозы оправдываются. В ближайшие 100 лет температура в полярных районах поднимется в среднем на 5,5 градуса Цельсия. Уже в минувшем году толщина паковых льдов была наименьшей за всю историю наблюдений».

Это означает, что в случае отступления паковых льдов резко сократится путь кораблей от Восточного побережья США к Западному. Учитывая, что аналогичные изменения коснутся и Северного морского пути, который станет судоходным на протяжении всего года, открывается новый, самый короткий глобальный маршрут, соединяющий Северную Европу с Северо-восточной Азией и США. Очевидно, что контроль хотя бы над частью этой трассы сулит значительные выгоды.

Однако главным канадским интересом в Арктике является все-таки нефть. Не случайно Альберт Гор, экс-кандидат в президенты США от демократов, поддерживавший на выборах оппонентов Харпера – либеральную партию, обвинял консерваторов в том, что их избирательная кампания финансируется (дословно) «нефтедобытчиками из Альберты», что противоречит законам страны. Впрочем, никаких доказательств своей правоты Гор пока не представил. Тем не менее, по словам Хельджа Лунда, президента норвежской государственной нефегазовой компании Statoil, запасы нефти в Северном Ледовитом океане по нынешним оценкам достигают 375 млрд. баррелей.

..............