Генпрокуратура не верит в НБП
![]() |
26 августа 2005, 22:45
Фото: ИТАР-ТАСС Текст: Ольга Дмитриева, Екатерина Сапогова |
Генеральная прокуратура России в пятницу официально опротестовала отказ в ликвидации НБП. По-видимому, лидер партии Эдуард Лимонов рано радовался, когда 16 августа Верховный суд отменил решение Мособлсуда о ликвидации НБП. Тогда Лимонов с нескрываемым удивлением рассказывал, что он «начинает верить в собственную страну, в то, что мы станем правовым государством, где суды будут действительно независимы».
Тем временем продолжается процесс над двумя членами НБП, вывесившими антиправительственный плакат на здании гостиницы «Россия» в мае этого года. Несмотря на то, что флеш-мобы активистов организации постоянно оканчиваются судебными разбирательствами, желающих участвовать в них не становится меньше. То ли молодежи НБП больше негде почувствовать себя героями, то ли верхушке организации совершенно не жалко своих «рядовых».
«Бархатные» акции
Лимонов был приговорен к четырем годам лишения свободы, из которых он отсидел всего лишь полтора, - и был освобожден условно-досрочноНационал-большевистская партия* была создана Эдуардом Лимоновым в 1993 году. И с тех пор она является одной из самых ярких радикальных организаций в России. Основными формами ее деятельности стали уличные протесты и массовые акции неповиновения. Активисты партии поливали майонезом председателя ЦИК Александра Вешнякова, оскорбляли пощечинами букетами гвоздик Михаила Горбачева.
В апреле 2001 года в поезде Москва – Уфа были задержаны несколько нацболов, провозивших автоматы Калашникова с боезапасом. Им были предъявлены обвинения в приобретении огнестрельного оружия, а также в создании незаконного вооруженного формирования для вторжения в Казахстан. После этого Лимонову и его соратникам предъявили обвинения в терроризме и попытке смены государственного строя. Через два года Лимонов был приговорен к четырем годам лишения свободы, из которых он отсидел всего лишь полтора, - и был освобожден условно-досрочно.
Минюст, несмотря на предпринимавшиеся с 1998 года активные попытки организации зарегистрироваться, упорно их пресекал. В октябре 2003 года Минюст в очередной раз отказал в регистрации НБП как межрегионального общественного объединения.
В августе 2004 года группа активистов НБП совершила захват здания Минздрава РФ. После этого нацболам были предъявлены обвинения по статьям «хулиганство» и «умышленное уничтожение или повреждение имущества». Суд приговорил семерых активистов партии к пяти годам лишения свободы.
Проблему «прописки» существенно осложнил захват в декабре прошлого года приемной Администрации президента РФ. 40 нацболов, забаррикадировав двери, потребовали отставки Владимира Путина. Участникам акции впоследствии были предъявлены обвинения в умышленном повреждении имущества, вандализме, участии в массовых беспорядках. Затем прокуратура Московской области направила в Московский областной суд иск, в котором просила Мособлсуд ликвидировать НБП в связи с нарушением закона о политических партиях. В иске было указано, что НБП не имеет права использовать слово «партия» в названии, так как она не зарегистрирована.
Операция «Ликвидация»
![]() Лидер НБП Эдуард Лимонов во время судебного заседания (фото ИТАР-ТАСС) |
29 июня 2005 года Московский областной суд принял решение о ликвидации Национал-большевистской партии (НБП) в связи с несоответствием ее деятельности закону РФ «Об общественных объединениях». Суд установил, что в программных документах партии за 2000-2001 год содержатся призывы к созданию Национал-большевистской армии, изменению границ России, подготовке к вооруженному вторжению в Казахстан и созданию на его территории так называемой «второй России». А согласно статье 16 российского закона «Об общественных объединениях» в стране запрещается «создание и деятельность общественных объединений, действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, создание вооруженных формирований и нарушение целостности Российской Федерации».
Эдуард Лимонов на это решение заявил: «Мы будем по-прежнему работать и собираемся игнорировать решение суда, так как оно противоречит Конституции. В России впервые за 20 лет запрещена деятельность политической организации. Мы будем работать и отстаивать свои права на политическую деятельность».
НБП направило в Верховный суд кассационную жалобу на решение Московского областного суда. Лимоновцы просили отменить постановление Мособлсуда о ликвидации партии и прекратить гражданское дело. 16 августа Верховный суд РФ отменил решение Мособлсуда о ликвидации Национал-большевистской партии (НБП). Судья заявил, что прокурору отказано в удовлетворении заявления о ликвидации НБП. От такого решения суда лимоновцы были в восторге. «У меня появилась вера в наше государство. Сегодня мы поняли, что государство не есть зло, а есть чиновники, которые нарушают закон», - воодушевленно говорил Лимонов. Он даже выразил благодарность Верховному суду за принятое «честное и справедливое» решение. «Я начинаю верить в собственную страну, в то, что мы станем правовым государством, где суды будут действительно независимы», - добавил он.
Генпрокуратура России почти сразу объявила о том, что обжалует отмену решения. И в пятницу 26 августа Генеральная прокуратура направила в президиум Верховного суда РФ представление, опротестовывающее отказ в ликвидации межрегиональной общественно-политической организации НБП.
Гостиница «Россия»
![]() Члены НБП во время митинга (фото ИТАР-ТАСС) |
Тем временем продолжается процесс над двумя членами НБП, вывесившими антиправительственный плакат на здании гостиницы «Россия» в мае этого года. В четверг на очередное заседание суда пришел сам Эдуард Лимонов и еще около 20 его сподвижников. Цель – показать братьям по оружию, что их помнят и ценят. Само заседание прошло по накатанному образцу: обвиняемым Евгению Луговскому и Ольге Кудриной зачитали обвинительное заключение, в ответ они хором заявили о своей невиновности, как, впрочем, и 19 августа, на предварительном слушании дела. И так как в суд не явились ни свидетели, ни потерпевшие, заседание благополучно перенесли на 8 сентября.
Иногда кажется, что ради этих редких минут, когда «борцов за счастье русского народа» снимают телекамеры, все и затевается. Нельзя же в здравом уме полагать, что от большого плаката и разбрасывания листовок правящая власть раньше срока уйдет в отставку или внезапно изменит политический курс России в полном соответствии с мнением господина Лимонова. Остается единственное логическое объяснение – акции нужны исключительно для того, чтобы об НБП не забыли, поскольку солидного бюджета на рекламу иными способами просто нет.
Возможно, непосредственным участникам событий и репортажей судебной хроники такой поворот событий кажется естественным – в голову подростка еще не то можно вложить. Гораздо более интересно, почему господин Лимонов и его коллеги из руководства НБП продолжают посылать своих сподвижников на мероприятия, которые грозят побоями и тюремными сроками? Туда ведь идут не старики, а молодежь, то самое «Будущее России», за которое, видимо, и идет борьба.
Впрочем, рассуждения о будущем России популярны на съездах и в кабинетах, а на деле борьба за это самое будущее проходит весьма странным образом. Ведь акции лимоновцев, как правило, заканчиваются тюремными заключениями, а вот цели таких выступлений часто не понятны. Правда, свою энергию нацболы могут направить и в другое русло. Идеологически подкованных подростков по примеру сторонников Greenpeace можно было бы направить на защиту экологии – те же неординарные способы вывешивания плакатов и такие же яркие акции. И хотя способы выражения у тех и других схожи, последние действительно знают, за что борются.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ