Таким образом, в течение ближайших 10-12 лет (срок, необходимый для постройки серии «Амуров») кораблестроители и Рособоронэкспорт смогут принести казне (при прогнозируемой средней стоимости одной ПЛ в 300 млн. долларов) от 3 до 4,2 млрд. долларов.
Как сообщил замглавкома ВМФ РФ адмирал Михаил Захаренков, участвовавший в церемонии закладки подводной лодки «Кронштадт» на петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи», в большей степени подводными лодками проекта 667Э (другое название - «Лада»)будут оснащены стратегически важные Северный и Тихоокеанский флоты. По его словам, строительство неатомных подводных лодок проекта «Лада» для ВМФ России будет вестись до 2025 года.
Авианосцы подождут
«Лада» способна ориентироваться в глубинах как рыба в воде
Однако амбиции военачальников простираются дальше. Адмирал отметил, что «несомненно, будет время, и, в зависимости от возможностей государства, когда и в какие сроки будут средства, - будут строиться авианосцы». Флот России нуждается в авианосцах и в обновлении кораблей средней морской зоны.
Производство дизельных подлодок нового поколения вполне укладывается в концепцию военной доктрины, представленную министром обороны РФ Сергеем Ивановым еще 2 октября 2003 года на расширенном заседании руководства Министерства обороны с участием президента РФ. В той части доклада, где речь шла о флоте, было предложено временно отказаться от строительства океанских кораблей, достраивать лишь атомные подводные крейсера, находящиеся не менее чем в 50% готовности, а основные усилия сосредоточить на модернизации и строительстве флота «средней морской зоны», т.е. кораблей, действующих на удалении до 500 миль от береговых баз. Именно к такому типу относятся новые ПЛ. Тогда же был определен и объем государственного оборонного заказа на 2004 год (строительство новой лодки финансировалось именно из этих средств) - 341,2 млрд. рублей (11,9 млрд. долларов). Из них на нужды флота выделялось около 2 млрд. долларов.
Подводная «Лада»
 Субмарина "Лада", она же Klio III |
В настоящее время в составе ВМФ РФ уже находится лодка такого типа - «Санкт-Петербург» (бортовой номер С-100). Конструкторы говорили, что она «задумана как своего рода морской подводный охотник, способный уничтожать любые цели». За малошумность, затрудняющую обнаружение, рубиновскую подводную лодку предыдущего поколения проекта 877 (класс «Варшавянка», код НАТО – Klio) на Западе назвали «черной дырой в океане».
Так вот на «Ладе» благодаря применению новейших средств акустической защиты и оригинальных технических решений прогнозируется снижение шумности в несколько раз по сравнению с ПЛ класса «Варшавянка». Зато сама «Лада» способна ориентироваться в глубинах как рыба в воде. Ее гидроакустический комплекс включает высокочувствительные шумопеленгаторные антенны в носовой оконечности, а также выпускную буксируемую антенну. Управление подводной лодкой, оружием и техническими средствами высокоавтоматизировано и осуществляется с операторских пультов в главном командном пункте.
«Черные дыры» по сходной цене
 "Варшавянка" на стапеле |
Немаловажен для дальнейшего развития наших ВМС и тот факт, что дизель-электрические ПЛ пониженной шумности – ходовой товар на международном рынке вооружений. Не менее 20 лодок предыдущего поколения (те самые Klio – «Варшавянки») служат в иностранных флотах, десять из них – в ВМС Индии, три в Иране и одна в Китае. В зависимости от начинки каждый корабль(как новый, так уже бывший в эксплуатации) принес казне от 100 до 300 млн. долл. Для сравнения: ПЛ типа Dolphin аналогичного класса но с худшими параметрами, построенные в Голландии для ВМФ Израиля обошлись заказчику в 300 млн. долл. каждая, при этом субмарины поставлялись без вооружения. Примерно в такую же сумму обошлись Египту две новых лодки проекта 209 построенные в Германии.
Основным покупателем новых лодок будет скорее всего не Индия, с которой ведутся переговоры о продаже двух таких ПЛ, а Китай. Как считают эксперты агентства Jane’s Defence, индусы ограничатся российскими запчастями для модернизации своих субмарин.
А вот китайцам в случае конфликта с Тайванем самые новейшие ПЛ будут жизненно необходимы – в противном случае им нечего будет противопоставить 6-му флоту США, который неизбежно окажется втянутым в конфликт. Потребность ВМФ КНР в кораблях такого класса велика - от 10 до 14 единиц, и купить их нигде, кроме как в России, Пекин не сможет – в отношении КНР действует западное эмбарго на поставку вооружений.
Возвращение в океан
 Субмарина "Амур" |
Таким образом, в течение ближайших 10-12 лет (срок, необходимый для постройки серии «Амуров» для КНР) кораблестроители и Рособоронэкспорт смогут принести казне (при прогнозируемой средней стоимости одной ПЛ в 300 млн. долларов) от 3 до 4,2 млрд. долларов. Примерно столько стоит на сегодняшний день строительство полноценного ударного авианосца, сравнимого по возможностям с американскими кораблями аналогичного класса (увы, ни проданный Индии за 2,5 млрд. долларов модернизированный «Адмирал Горшков», ни «Адмирал Кузнецов» до этого уровня не дотягивают). Тогда и можно подумать о возвращении Андреевского флага на океанские просторы. По крайней мере, как считает главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов, «строительство авианосцев – это дело ближайшего десятилетия».
А пока постройка крупных экспортных серий позволит сохранить и конструкторскую школу, и квалифицированные кадры: по данным информированных источников, зарплата лучших рабочих на «Адмиралтейских верфях» уже сейчас составляет около 1000 долларов.