Взгляд
24 января, понедельник  |  Последнее обновление — 20:59  |  vz.ru
Разделы

Зеленский мечется в поисках спасения

Сергей Миркин
Сергей Миркин, журналист, Донецк
Почему Зеленский решил открыто противоречить американским руководителям? Это не свойственно майданным политикам, которые публично преклоняются перед Белым домом. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Германия выбирает между газом и принципами

Василий Федорцев
Василий Федорцев, политолог, германист
В Берлине прекрасно понимают, что можно, конечно, долго спорить о том, является ли «Северный поток – 2» политическим проектом или нет, но при этом и сам газопровод, и вся энергетика в целом – это вопрос не ценностей и принципов, а прежде всего интересов, причем не только немецких. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

С Западом договориться не получится

Дмитрий Грунюшкин
Дмитрий Грунюшкин, писатель
Вся история человечества говорит о том, что с Западом невозможно договариваться. Слово Запада не стоит бумаги, на которой оно записано. С Западом возможен только вооруженный паритет. Подробности...
Обсуждение: 22 комментария

Британия с помощью авиации завозит тонны оружия на Украину

Накануне на Украину прибыла очередная партия международной технической помощи от Великобритании. В этот раз ВС Украины были предоставлены новые легкие противотанковые средства. Стороны указывают на исключительно оборонительное предназначение оружия
Подробности...

Обвиняемый в терроризме Порошенко вернулся в Киев

Экс-президент Украины Петр Порошенко вернулся в Киев из-за границы. Ожидалось, что бывший глава государства, которого подозревают в госизмене, будет арестован прямо в аэропорту. Но Порошенко прошел через погранкордоны, хотя и не без инцидентов
Подробности...

Циклон завалил снегом Южно-Сахалинск

В Южно-Сахалинске третий день продолжаются обильные снегопады из-за сильного циклона. Уже выпала месячная норма осадков. Власти города ввели режим чрезвычайной ситуации. Коммунальщики работают в круглосуточном режиме. На расчистку улиц брошена не только спецтехника, но и военные
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В Санкт-Петербурге госпитализации детей с коронавирусом уже исчисляются сотнями

    Главная тема


    На Западе начали говорить правду про Крым

    отбор газа


    В Газпроме заявили об исторических минимумах запасов газа в ПХГ Европы

    эскалация обстановки


    Пушков: НАТО движется к повторению Карибского кризиса

    опасный штамм


    Инфекционист объяснил, почему дети тяжелее взрослых переносят заболевание «омикроном»

    Видео

    стратегическое одиночество


    Британия сдвигает свои границы к Днепру

    военный альянс


    Почему Россия никогда не вступит в НАТО

    «Спросить у мистера Бина»


    Лондон чушью провоцирует конфликт с Россией

    заключения и пытки


    Литву настигла расплата за тайные тюрьмы ЦРУ

    громкий скандал


    Правда о Крыме вызвала истерику в Германии

    вооруженный паритет


    Дмитрий Грунюшкин: С Западом договориться не получится

    вопрос интересов


    Василий Федорцев: Германия выбирает между газом и принципами

    ответные действия


    Сергей Миркин: Зеленский мечется в поисках спасения

    на ваш взгляд


    Как вы оцениваете риск открытого военного противостояния на территории Украины?
    Тимур Шерзад

    СССР выстоял бы и без ленд-лиза

    Тимур Шерзад
    журналист
    21 августа 2020, 17:30

    75 лет назад, 21 августа 1945 года, американцы объявили о завершении программы ленд-лиза – безвозмездных (почти) поставок военной техники из США в Европу и Китай. Львиную долю этой программы составила помощь СССР. Насколько сильно она повлияла на нашу Победу?

    Битва за поставки

    Ленд-лиз был придуман в Америке для того, чтобы поддерживать воюющую с Третьим рейхом Британию – в один прекрасный момент у англичан кончились доллары, и им стало нечем платить за поставки. Тогда американцы согласились поставлять им военное снаряжение в долг – причем оплатить после войны следовало бы только то, что не было уничтожено в бою или списано. В октябре 1941-го, когда стало понятно, что наша страна не собирается рушиться под ударами нацистов, программа была распространена и на СССР.

    Американцы исповедовали простую и понятную логику. Поставлять технику и снаряжение куда лучше, чем умирать на полях сражений – особенно учитывая, что у Америки еще не было большой сухопутной армии, ее лишь предстояло создать. В октябре 1942-го Рузвельт наделил СССР приоритетом над другими получателями ленд-лиза. Но на деле этого было недостаточно для того, чтобы просто заказывать и получать нужные товары. За них еще предстояло биться.

    Все дело в том, что США сами вступили в войну в декабре 1941-го и теперь спешно наращивали и модернизировали свои вооруженные силы. Прохождение советских заявок из-за бюрократической волокиты могло занимать недели и месяцы. Потом производился сам товар, но его в любую секунду могли быстро перехватить американские военные – мол, нам сейчас нужнее.

    За ленд-лиз вовсе не «платили золотом» – это распространенное заблуждение. Но, чтобы обходить бюрократию и ускорять поставки самых важных товаров (например, станков), советские представители эпизодически что-то покупали за валюту, оставшуюся в «Амторге» по результатам довоенной экономической деятельности в США.

    Американская промышленность была сильна и технологична, но это далеко не всегда означало, что поставки будут отличаться высоким качеством. Например, первую половину войны на ленд-лиз гнали массы плохо сделанных и неукомплектованных танков. Причем виноваты во всем, как ни странно, были англичане – именно они требовали наплевать на качество и обеспечить им количество, чем и разбаловали американских производителей.

    Фото:  Сергей Баранов/РИА «Новости»

    Время от времени случались скандалы – как, например, полный отказ советской стороны от поставок американских танков в январе 1943 года. Буря поднялась нешуточная – в попытках ее успокоить некоторые американские газеты пытались писать, что «русские просто не могут эксплуатировать «культурные» машины». Впрочем, в итоге качество улучшилось. Но добиться производства заказанного – это было только начало. 

    Доставка с боем

    Дальше требовалось доставить технику и снаряжение в Советский Союз. Причем первые проблемы начинались отнюдь не в северных морях, а в самих Штатах. Американцы соглашались выделять суда и железнодорожные вагоны, но вовсе не собирались брать весь процесс в свои руки. Организация доставки в порты была на советских представителях.

    Тех на все Штаты было около полутысячи человек – совсем немного для грандиозного объема грузов. Проблема с кадрами стояла очень остро: типичным результатом попытки выпросить кого-нибудь из истекающего кровью Союза было «прислали троих, двое не знают языка». Поэтому львиную долю логистической работы пришлось перевалить на частную фирму «Мур Маккормик», которую предложила американская сторона.

    Работала она с кучей ошибок, которые злили советских представителей. Да и во многом ее сотрудники не разбирались. Контр-адмирал Михаил Акулин писал: «в Портленде за погрузкой наблюдает м-р Трипп, который ничего в погрузке не понимает. Правда, он приходит обязательно на причал, мокнет, но все равно ничего не понимает». Но делать было нечего – менять фирмы как перчатки было нельзя, это бы неизбежно вызвало задержки и окончательно сорвало бы и так трещащие по швам графики.

    Приходилось разбираться с сотнями технических вопросов – от регулирования железнодорожной пробки на несколько тысяч вагонов до склоки с профсоюзами грузчиков, чтобы те обслужили опоздавший на полдня корабль. От теряющихся по пути грузов, которые приходится искать по всем тупикам и промежуточным складам, до выбивания у американцев дополнительных портов и требований прислать еще один плавучий кран, хотя бы тонн на тридцать. А еще лучше – в два раза больше, чтобы грузить локомотивы. И так все годы ленд-лиза, сплошная нервная беготня по всем США с утра до вечера.

    Это, впрочем, было только начало – погрузив заказанное на корабли, требовалось переправить грузы через океан. Решать сложные логистические задачи, держа в уме десятки факторов. Замерзание и «размерзание» портов, их пропускную способность, состояние железнодорожных линий в СССР, противодействие немцев, которые могли не только топить одиночные суда, но и громить целые конвои. Надо было жонглировать советскими торговыми судами. Обустраивать сложную воздушную трассу из Аляски и переправлять по ней «летом» самолеты. Гнать грузовики из иранских портов, выделять водителям автоматы для защиты от персидских банд. И так далее, и так далее.

    Словом, простой и рутинной задача по организации поставок отнюдь не была.

    Реальная ценность

    За весь период ленд-лиза в СССР было отправлено более 2700 транспортников, которые перевезли более 17 300 тонн полезных грузов. Советский Союз получил почти 12 000 танков и 18 000 самолетов. Некоторые поставки были безальтернативными – так, например, мы получили 5000 бронетранспортеров, которые в СССР не производились вовсе. Или телефонный кабель, который в Союзе перестали делать с середины войны. Была велика и доля полученных 410 тысяч автомобилей – более половины от производства в период войны.

    Большой вклад был и по продуктам питания, железнодорожному составу и нефтепродуктам – по ленд-лизу было поставлено больше половины доступного в годы войны авиабензина. Помощь, как ни крути, существенная – 10 миллиардов «еще тех» долларов.

    Но большая часть поставок пришлась на 1944–1945 годы. Тут не стоит искать злого умысла и стремления специально чего-то не дать Москве. На деле ритмичность поставок сильно зависела от отлаженности бюрократических, производственных и логистических цепочек. Наладить их если не идеально, то очень хорошо удалось только во второй половине войны – отсюда и такие «запоздалые» показатели по годам.

    Как бы то ни было, это позволяет более-менее уверенно говорить, что Союз бы выстоял и без ленд-лиза. Хотя и не без серьезных проблем. Поставки нужных материалов и станков обеспечивали расширение «узких мест» советской промышленности, образовавшихся в результате потери ряда промышленных районов. Мы бы выстояли без ленд-лиза, но нашим предкам пришлось бы еще более туго. Поэтому преувеличивать его значение не надо. Но и преуменьшать не надо тоже.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •