«Собачья» нефть Urals внезапно стала очень человеческой

@ Максим Слуцкий/ТАСС

3 июня 2020, 11:28 Мнение

«Собачья» нефть Urals внезапно стала очень человеческой

Неожиданный эффект от кризиса перепроизводства на нефтяном рынке: российский высокосернистый сорт нефти Urals теперь торгуется с премией относительно более легкой и подразумевавшейся в прошлом более качественной европейской марки Brent.

Алексей Анпилогов Алексей Анпилогов

президент фонда исторических исследований «Основание»

Неожиданный эффект от кризиса перепроизводства на нефтяном рынке: российский высокосернистый сорт нефти Urals теперь торгуется с премией относительно более легкой и подразумевавшейся в прошлом более качественной европейской марки Brent.

Оставим за кадром тот факт, что группа месторождений Brent уже давным-давно не является определяющей в составе марки: на сегодняшний день нефть оттуда в составе смеси составляет около 1%, а последняя скважина в Северном море, относящаяся к Brent, будет закрыта в этом году.

В любом случае вот уже лет 30 россиянам постоянно с экранов и страниц СМИ долбят максиму: Urals плохой, Brent хороший, Urals для НПЗ бяка, Brent – класс, арабы всегда продадут нефть по рынку, а вот Россия – исключительно с дисконтом.

И тут вдруг на северо-западе Европы на прошлой неделе относительно эталонного Brent возникла ПРЕМИЯ на российский сорт Urals, которая составила без малого 2,30 доллара за баррель при цене 36,7 доллара за баррель (6% от цены)!

Что за парадокс? Что не так? Дело тут, как и в «Собачьем сердце», в требованиях к очистке!

Все дело в том, что европейские НПЗ уже давным-давно научились работать с серой в Urals. Обессеривание (гусары, молчать, это термин из нефтепереработки!) нефти уже стало обычной, рутинной и, в общем-то, недорогой процедурой.

А вот дальше включается физика: баррель – это мера объема, «бочка», а не параметр массы. Тяжелая нефть элементарно весит больше, чем легкая, причем весьма существенно.

В прошлом, на заре нефтепереработки, эту премию по весу барреля все равно не могли использовать. В тяжелой нефти дополнительный вес сосредоточен в самой высокомолекулярной фракции, битуме, который только на связующее для асфальтобетона и пригоден. Но потом химики додумались до процесса крекинга (англ. cracking – раскалывание), при котором «длинную» молекулу битума расщепляют на две–три молекулы бензинов и дизельного топлива. После этого оказалось, что из тяжелой нефти можно «настрогать» бензина гораздо больше, чем из легкой, причем весьма существенно.

В американской статистике, которая ведется агентством EIA, эта дополнительная премия НПЗ уже давно учитывается в виде отдельной строки, называющейся Refinery Processing Gain. Например, в марте 2020 года эта премия составила в целом по США без малого 30,3 млн баррелей (около 1 млн баррелей в день, 7,6% от общей добычи).

Более того, эта премия монотонно растет год от года, так как тяжелой нефти в мире все больше и больше, а найти сейчас среди НПЗ предприятия, которые готовы эдак четверть нефти спускать в битум, еще надо постараться – дураков нет.

Вот такая история об очистке и о «собачьей» якобы нефти Urals, которая внезапно стала очень даже человеческой.

Источник: Блог Алексея Анпилогова

..............