Кто заплатит за печеньки на российском майдане

@ Донат Сорокин/ТАСС

29 мая 2019, 20:11 Мнение

Кто заплатит за печеньки на российском майдане

Человек может быть абсолютно искренним и преданным борцом за все хорошее. Но его кто-то должен кормить, одевать, оплачивать ЖКХ и прочую прозу жизни. Всю ночь поднимать гнев масс, а потом на работу к девяти? Так не получится.

Сергей Худиев Сергей Худиев

публицист, богослов

Дискуссии в сетях, которые возникают при сколько-нибудь массовых выступлениях (мы их видели в связи с недавними екатеринбургскими волнениями, и увидим еще много раз), отличает одна характерная особенность. Демонстранты видят свои цели и мотивы совершенно иначе, чем их оценивают внешние наблюдатели.

Снаружи видят Майдан, разборки между конкурирующими строительными фирмами, интересы внешних игроков – изнутри люди находят такие предположения вопиюще ложными и глубоко оскорбительными. Они вышли не за Госдеп и не за чьи-то корпоративные интересы, и не чтобы один чиновник подсидел другого – а за что-то чистое, светлое и глубоко справедливое, вышли в компании хороших, славных, заслуживающих доверия людей, и уж точно никакой Госдеп (или какие-то еще заинтересованные группы) им не платили ни копейки.

Большинство участников при этом не врут – то есть они вполне искренне говорят о своих мотивах и переживаниях. Изнутри их опыта, их глазами ситуация выглядит именно так. Это их видение, однако, может не совпадать с тем, как ситуацию воспринимают, скажем так, организаторы среднего уровня. Они понимают, что для того, чтобы банкет состоялся, он должен быть кем-то запланирован и оплачен. Это требует усилий и вложений. Людей, работающих на полную ставку. Это не означает, что человек, получающий деньги за свою политическую борьбу, циничный наемник и не верит в то, за что борется.

Человек может быть абсолютно искренним, мотивированным, воодушевленным и преданным борцом за все хорошее (или то, что ему таковым представляется), посвящающим этой борьбе все свое время и силы. Но его в это время кто-то должен кормить, одевать, оплачивать ЖКХ, интернет и прочую прозу жизни. В свободное от работы время ничего особенного не организуешь. Всю ночь поднимать гнев масс, а потом на работу к девяти? Так не получится.

Человек может быть абсолютно искренним в своих убеждениях – а кушать-то все равно надо. Вопрос о том, «кто оплачивает», не подразумевает того, что борец – человек неискренний и продажный. Он подразумевает, что кто-то достаточно заинтересован в его, борца, деятельности, чтобы поддерживать ее финансово. Как говорит мудрая американская поговорка, «There is no such thing as free pizza»  «Бесплатной пиццы не бывает». Если вы получаете пиццу бесплатно, значит, за нее заплатил кто-то другой. Кто-то, кто счел это оправданным вложением своих денег.

Конечно, сам борец может собирать деньги с сочувствующих в интернете, но это проходит по разделу приятных мелочей, источник скудный и нестабильный. Если только под видом анонимных доброхотов в интернете не скрывается кто-то более солидный.

Чтобы вести политическую работу, нужны какие-то основательные спонсоры. Организатор среднего уровня берет их деньги. При этом он вполне может не разделять целей тех, кто их дает, и исходить из принципа, высказанного одним известным революционером – можно заключать союз хоть с чертом, если в итоге ты обманешь черта, а не он тебя. Например, украинские националисты или «умеренная сирийская оппозиция» идеологически не имеют ничего общего со своими американскими покровителями, что не мешает им принимать их помощь. 

Таким образом, на разных уровнях движения представления о его целях и ценностях могут быть совсем разными. Рядовые участники могут вполне искренне не понимать целей тех, кто оплачивает банкет – и обижаться до глубины души, когда кто-то говорит им об этих целях. Они вышли на улицу не за этим. Конечно. Вот только для заказчиков имеет значение не мотивация участников – а реальные цели, которые будут достигнуты с их помощью.

Это потом уже люди задаются горьким вопросом: «За это ли стоял Майдан?». С точки зрения рядовых участников – нет, конечно, не за это. С точки зрения организаторов – именно за это, и своих целей он достиг. Это называется манипуляцией – когда людей побуждают действовать против их собственных интересов и, как правило, держа в тени подлинные цели манипулятора. Вместе с тем эти цели не являются чем-то совершенно непостижимым. У расшатывания политической ситуации есть вполне явные интересанты.

Доклад аналитического центра RAND Corporation «Как перенапрячь и разбалансировать Россию» лежит в Сети в открытом доступе, потому что ничего секретного в нем нет – как нет ничего секретного и в том, что мы живем в высоко конкурентном мире. В докладе на тему «Как нам подорвать возможности конкурирующей компании» нет ничего удивительного, термин, который встречается в подзаголовке доклада (cost-imposing, буквально «навязывание цены»), взят из мира экономической конкуренции и означает стратегию, которая должна принудить конкурирующую компанию тратить силы и средства непроизводительным образом – и таким образом подорвать ее конкурентоспособность.

Подобные стратегии применяются в межгосударственных отношениях – их называют «стратегиями мирного времени», потому что они предполагают противодействие другим державам без военных действий. Такие попытки подорвать возможности друг друга – нормальная составляющая взаимоотношений между конкурирующими корпорациями и государствами. Прямо сейчас мы наблюдаем экономический конфликт между США и Китаем, в ходе которого США пытаются уничтожить китайскую корпорацию «Хуавей».

Это, слава богу, довольно далеко от реальной войны – точно так же, как в корпоративном мире Apple не станет буквально бомбить штаб-квартиру Samsung, хотя риторика руководства Apple временами бывала очень разгневанной и даже прямо военной. Но вот вставлять друг другу палки в колеса, переманивать специалистов, пытаться запретить продажу товаров конкурента в своей стране по суду, красть технологии – это сколько угодно. Нормальная экономическая жизнь в духе здоровой конкуренции.

Но вернемся к тем мерам, которые предлагает применить к нашей стране RAND, чтобы подорвать возможности России угрожать интересам Запада. Среди этих мер, например, такая: «Поощрение гражданских выступлений и ненасильственного сопротивления могло бы способствовать отвлечению и дестабилизации российского режима и снизить вероятность того, что он будет предпринимать энергичные действия за границей».

Ничего необычного в этом нет. Это совершенно стандартный прием в мировой политике – поощрять борцов за свободу и благородные идеалы в державах, которым вы хотели бы создать внутренние трудности и подорвать таким образом их желание и способность создавать вам проблемы на международной арене. Речь при этом идет не о каких-то возвышенных идеалах, тем более не об интересах жителей чужих стран – как и корпорации менее всего озабочены благополучием акционеров и сотрудников конкурентов. Речь идет о том, чтобы использовать провоцирование внутренней смуты для ослабления конкурента.

Вернемся к примеру с «Хуавей». Никому в голову не придет, что цель американских властей – позаботиться об интересах, правах и свободах сотрудников этой корпорации или китайцев в целом. Конечно, если бы власти США могли втереться в доверие к сотрудникам конкурентов и взбунтовать их против начальства, они бы это обязательно сделали, но в мире корпораций трудно найти людей столь фантастически наивных. Представить себе, что сотрудники «Хуавей» выходят на Майдан против своего бездарного, коррумпированного и агрессивного руководства, которое поссорило их со всем цивилизованным миром, едва ли возможно.

Зато такие наивные люди легко находятся в мире политики. Кто-то всерьез верит, что иностранное правительство искренне заинтересовано в его достатке и процветании – просто так, ради его прекрасных глаз. Кто-то просто увлечен романтикой борьбы. Кто-то обижен. Но всех этих людей объединяет одно качество – неосторожность и романтическая наивность.

Веселясь на банкете, радостно ловя слова одобрения и поддержки в свой адрес, они избегают задаваться вопросом, «кто организовал банкет и что ему нужно», или даже сердятся, когда им этот вопрос ставят со стороны. Но этот вопрос неизбежен – в нашем мире не бывает бесплатной пиццы. И бесплатных печенек тоже не бывает.

..............