Обменять квартиру в Москве на билет на Марс

@ Lewis Whyld/EMPICS//ТАСС

12 апреля 2019, 09:10 Мнение

Обменять квартиру в Москве на билет на Марс

Теперь мало просто разработать космический корабль: надо сделать так, чтобы он опережал конкурентов. Поддержки журналистов в этом случае также не дождаться. Первые полосы любят тех, кто номер 1. Все остальные могут начинать сначала.

Александр Купцикевич Александр Купцикевич

финансовый аналитик FxPro

Современному космическому миру Россия запомнится не как сверхдержава, которая первой огранизовала полет человека на орбиту, а как страна, которая отказалась сотрудничать с Илоном Маском.

58 лет назад только супердержавы могли сконструировать ракету невероятной сложности, провести многоступенчатые испытания и рассмотреть Луну не только из телескопа.

Доподлинно неизвестно, сколько именно было потрачено как до крылатой фразы Гагарина «Поехали!», так и после его финальной «Я горю, прощайте, товарищи!». Вопрос тогда был не в деньгах, а в том, чтобы совершить великое – и сделать это первыми. Державы боролись именно за то, чтобы оказаться в итоге хозяином космоса. Важнее всего было, чей флаг раньше других будет установлен на поверхность спутника.

Чуть позже увлеченность небом пошла в народ: любой желающий мог прикупить «участок на Луне» или «назвать планету» именем любимого человека. Конечно, все эти сделки оставались на уровне невинной игры с мошенниками, тогда как за космические запуски по-прежнему отвечало исключительно правительство.

Но времена изменились, причем произошло это пугающе резко. Как-то внезапно крупнейшие мировые державы начали серьезно уступать в поворотливости прогрессивным и блестяще оснащенным корпорациям. Обычным компаниям, которым хватило денег, талантливых специалистов и упорства для того, чтобы сделать корабли – легче, запуски – дешевле, а разработки – быстрее.

Внезапно Россия начала терять лидирующие отрасли в космической сфере. Когда «Роскосмос» решил не оказывать содействие планам Илона Маска, назвав непомерную даже для него, миллиардера, сумму ради реализации одной лишь миссии с доставкой растений на Марс, тот основал SpaceX. И успешно запустил Crew Dragon.

В своем интервью директору NASA Джиму Брайденстайну Маск рассказал о своем визите в РФ, где намеревался приобрести баллистическую ракету, однако сделка так и не состоялась. "Они потребовали даже больше денег, чем у меня вообще было. Ради одной только миссии! Это явно был не мой вариант. И вот тогда я и задумался, есть ли какие-то способы удешевить существующие ракетные системы, особенно американские", - говорит Маск.

Возможно, вся эта ситуация открыла глаза бизнесу: ребята, у неба нет дверей. Так почему бы не начать летать к другим планетам на коммерческой основе – просто потому, что мы можем сделать это? Первыми.

Теперь издания пестрят заголовками о том, что «Частная космическая компания SpaceX провела успешный тестовый запуск ракеты Falcon Heavy».

Этот корабль способен доставлять на орбиту Земли до 64 тонн груза, и это немало. Для сравнения, ближайший аналог от Boeing, «Дельта-4», осилит лишь 28,7 тонн. Falcon бьет конкурентов по всем статьям, особенно – расходов. Его запуск обойдется лишь в $90 млн, тогда как ракета Boeing, как пишет The Business Insider, оторвется от стартовой площадки при вложениях в $400 млн.

Генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин считает, что Илон Маск намеренно продает ракеты-носители по заниженным ценам, чтобы «выдавить Россию с этого рынка». Такое мнение политик высказал 1 октября 2018 года в эфире программы «Большая игра» на «Первом канале».

Теперь мало просто разработать космический корабль: надо еще сделать так, чтобы он опережал конкурентов. Иначе все многолетние труды просто пойдут насмарку. Более того, поддержки журналистов и пользователей Twitter в этом случае также не дождаться. Первые полосы любят тех, кто номер 1. Все остальные могут начинать сначала.

Справедливости ради отметим, что SpaceX все-таки не единственная компания, которая покушается на вотчину #Boeing. Еще один конкурент –  New Glenn от Amazon. Прямо скажем, от «Амазона» рядовые граждане такого не ожидали, и это сыграло, скорее, на руку маркетингу. Журнал Expert пишет о том, что аппарат, выводящий на орбиту до 45 тонн груза, будет запущен уже в 2020. Опять-таки, смотрите: Amazon еще только разрабатывает ракету, а SpaceX уже представил ее рынку. Через год то, что сейчас кажется чем-то невероятным, может оказаться уже устаревшим.

Однако стоит посмотреть глубже: дело уже не в космосе. Свои секретные проекты есть и у Alphabet, и у...Facebook. Да-да, у социальной сети.

Формально, за каждым таким проектом стоит узнаваемый бренд и громкие (максимально, насколько хватит места в утренних газетах) масштабные планы колонизации Марса. По итогу, все это ни что иное, как попытки закрепиться в головах людей: «наша компания – номер один, мы даже летаем в космос». Тем самым, подстегивается спрос на основной продвигаемый продукт.

Эту же цель преследуют и все разработчики искусственного разума, и конструкторы самоуправляемых автомобилей. По мнению аналитиков FxPro, реакцию инвесторов на каждый успешный запуск SpaceX можно проследить по котировках акций Tesla (#TeslaMotor). Например, по следам огневого испытания ракеты 25 января, акции Tesla Motors стали привлекательным инструментом для инвестиций, прибавив около 15%, до $320 в последующие несколько дней, вслед за укреплением веры в управленческий гений основателя SpaceX.