Ленинская бомба оказалась осколочной

@ Фотохроника ТАСС

19 декабря 2019, 09:06 Мнение

Ленинская бомба оказалась осколочной

Для идеологий, которые знают, как построить новый мир и достичь всеобщего счастья, люди всегда являются расходным материалом; если эти идеологии носят (как коммунизм) глобальный характер, расходным материалом являются целые страны.

Сергей Худиев Сергей Худиев

публицист, богослов

Критика В.И. Ленина, которую недавно высказал президент Владимир Путин, сказавший, что Ленин «подложил атомную бомбу» под Россию, вызвала огорчение у представителей сразу двух политических лагерей – у твердых ленинцев, которые, несмотря ни на что, относятся к вождю мирового пролетариата с пиететом, и напротив, у либеральных борцов с режимом, которые, будучи пламенными антикоммунистами, возмутились явной аналогией между ними и вождем большевиков.

Сам вопрос, однако, заслуживает внимательного анализа, потому что в некотором отношении «Ленин жив» и провозглашенные им принципы продолжают влиять на поведение людей.

Хотел ли Ленин разрушения России? На разных этапах своей деятельности – по-разному, для него ни сохранение России, ни ее разрушение не было самоцелью. Целью, которой подчинялось все остальное, было совершение социалистической революции – и построение грядущей коммунистической утопии.

На разных этапах революции революционеры хотят разного – пока государство не в их руках, они стремятся разрушить его всеми доступными средствами. До революции Ленин настаивает на расчленении Империи:

«Пролетариат должен требовать свободы политического отделения колоний и наций, угнетаемых «его» нацией... В России, где к угнетенным нациям принадлежит не менее 57% населения, свыше 100 миллионов, – где эти нации населяют по преимуществу окраины, – где часть этих наций более культурна, чем великорусы, – где политический строй отличается особенно варварским и средневековым характером, – где не завершена еще буржуазно-демократическая революция, – в России признание права на свободное отделение от России угнетенных царизмом наций безусловно обязательно для с.-д. во имя их демократических и социалистических задач».

Мы можем отметить, что на другие многонациональные государства – Британию, Австро-Венгрию, Германскую империю – Ленин смотрел так же, рассматривая их распад на части как промежуточный этап на пути к уничтожению наций вообще:

«Целью социализма является не только уничтожение раздробленности человечества на мелкие государства и всякой обособленности наций, не только сближение наций, но и слияние их...подобно тому, как человечество может прийти к уничтожению классов лишь через переходный период диктатуры угнетенного класса, подобно этому и к неизбежному слиянию наций человечество может прийти лишь через переходный период полного освобождения всех угнетенных наций, т. е. их свободы отделения».

Когда власть переходит в руки революционеров, они, естественно, стремятся ее сохранить – над как можно большей территорией, чтобы использовать ее ресурсы для дальнейшего продвижения своей идеологии.

Однако после победы революционерам приходится иметь дело с идеологической инерцией, которую они накопили, пока боролись за власть. Если они настойчиво провозглашали право народов на самоопределение, чтобы разрушить Российскую империю, то им приходится делать устройство своего государства формально федеративным.  

В итоге СССР сложился как некая комбинация до- и послереволюционных устремлений коммунистов – по существу унитарное государство, отражающее волю партии к неограниченному идеологическому контролю, но формально – «союз нерушимый республик свободных». Именно по этим формальным границам СССР и раскололся в 1991 году – причем очень часто эти границы не совпадали с реальными границами расселения народов.

Эта ситуация не вполне уникальна: белых колонизаторов часто проклинают за то, что они – сначала, когда делили зоны влияния, потом – когда уходили, предоставляя народы их собственной судьбе – проводили границы иногда буквально по линейке, совершенно не вникая в то, где и какие этнические группы живут. Это породило страшную резню (как, например, при разделе Индии) и острую озлобленность и конфликты на десятилетия вперед.

Однако, закладывая (преднамеренно или нет) такую бомбу под будущее континентов, колонизаторы хотя бы учитывали интересы метрополии. Британцам не могло и в голову прийти прирезать к освобождаемой Индии кусочек собственно Британии – и потому, что метрополия была далеко, и потому, что в Британской империи существовало ясное понимание того, кто тут главный и чьи интересы будут учитываться в первую очередь.

В СССР сложился странный тип империализма, который существовал не в интересах метрополии и не в интересах окраин – а в интересах продвижения глобальной идеологии, для которой собственно Россия была средством и ресурсом, а никак не целью.

Для идеологий, которые знают, как построить новый мир и достичь всеобщего счастья, люди всегда являются расходным материалом; если эти идеологии носят (как коммунизм) глобальный характер, расходным материалом являются целые страны.

В результате сложилась ситуация всеобщего проигрыша, в котором все были жертвами угнетения – и никто не был его выгодополучателем. Можно говорить о том, что национальные республики жили относительно лучше (а сейчас – хуже). Но эта лучшесть была очень относительной – не им было хорошо, а русским было совсем уж плохо.

Помнить эту трагическую историю очень важно, поскольку деятели, для которых люди и страна в целом являются расходным материалом для построения очередной утопии, еще появятся – да и уже есть.

Беда, однако, не только в историческом наследии ленинизма – но и в тех идеях, которые продолжают составлять часть нашей интеллектуальной атмосферы. Ленин подхватил и развил известное умонастроение революционной интеллигенции:

Как сладостно отчизну ненавидеть! 
И жадно ждать ее уничтоженья! 
И в разрушении отчизны видеть 
Всемирного денницу возрожденья!

Он придал этому настроению развитую теоретическую форму. Да, ради торжества глобального прогресса отчизну можно и должно ненавидеть, активно желать ей разгрома, смуты, распада – ожидая, что потом на ее дымящихся руинах явится сверкающая утопия. Это умонастроение абсолютно узнаваемо и сейчас – даже среди людей, которые относятся к Ленину лично с подчеркнутой неприязнью.

Другая разрушительная идея состоит в чудовищно упрощенной картине мира, который предлагал марксизм. В этой картине мира угнетатели и угнетенные – те, кто творят несправедливость и те, кто являются ее жертвами – принадлежат к легко различимым общностям. Буржуя легко отличить от пролетария – и, как видно из той же работы Ленина, угнетенную нацию легко отличить от угнетающей. Это делает задачу прекращения несправедливости простой и ясной – надо только избавиться от угнетателей. Как говорил Василий Иванович Петьке, «вот вырежем всех белых, тогда и заживем по-настоящему».

В реальности, конечно, это не работает – в колхозе люди могут претерпевать намного более жестокую эксплуатацию, чем в поместье землевладельца, а угнетающие и угнетенные группы не только могут меняться местами, но и одновременно быть теми и другими. В одной школе белые хулиганы могут травить смуглого ученика, а в соседней смуглые – белого.

Легко заметить, что угнетенные нации, освободившись от проклятого имперского гнета, моментально делаются еще худшими угнетателями и империалистами по отношению к собственным меньшинствам – и, добившись успеха для своего собственного сепаратизма, самым решительным образом подавляют любые сепаратистские поползновения внутри своих новообретенных границ. Это бросается в глаза на постсоветском пространстве – но не только.

Однако этот ленинский подход – угнетенные и угнетатели составляют легко различимые между собой группы – жив и весьма энергично себя проявляет и на Западе, и у нас.

На Западе это проявляется в «политике идентичности», когда белый семейный мужчина, особенно если он христианин, всегда насильник и угнетатель; представитель «угнетенных меньшинств» не может быть насильником, потому что не может быть никогда – что мы и видим на примере роттерхемских безобразий и реакции на них (вернее, отсутствия такой реакции) со стороны прогрессивной западной общественности.

В России наших либералов часто обвиняют в этнической русофобии; это не совсем точно. Они просто (при всей своей нелюбви к Ленину) проявляют чисто ленинский подход к реальности. Подобно ленинским «пролетариям» они борются против своей, «угнетательской» нации в союзе с представителями «угнетенных». Признать, что зло и несправедливость могут твориться во всех направлениях – в том числе и против русских – значит, разрушить эту простую и уютную картину мира, где вы всегда на стороне добра.

При всей своей уютности она, однако, не может принести ничего, кроме разрушения – как мы это уже видели.

..............