Взгляд
20 июля, пятница  |  Последнее обновление — 09:17  |  vz.ru
Разделы

Счастье доступно и для спящего под мостом

Андрей Тесля, кандидат философских наук
Счастье – продукт скоропортящийся. Испытав счастье – следом готовишься испытать несчастье. В том числе от того, что другие пользуются большим, лучшим, проводят время веселее, прекраснее, насыщеннее, чем ты. Подробности...
Обсуждение: 40 комментариев

Откуда брать деньги для повышения пенсий

Ольга Баталина,
Если гипотетически забыть обо всех остальных значимых расходах и перевести нагрузку по выплате пенсий в основном на федеральный бюджет, тогда это уже никакая не страховая система, а по сути пособие в связи с низким уровнем дохода. Подробности...
Обсуждение: 95 комментариев

Правовой кризис на Западе вынуждает Россию стать маяком свободы

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Европейский суд по правам человека присудил участницам Pussy Riot 48 тыс. евро, которые обязал выплатить Российскую Федерацию. С другой стороны, США инициировали дело против Марии Бутиной. У этих историй есть некоторое пересечение. Подробности...
Обсуждение: 34 комментария

    Минобороны показало испытания новейшего вооружения

    Минобороны приоткрыло завесу тайны над современными российскими вооружениями, анонсированными Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, такими как беспилотник «Посейдон», гиперзвуковая ракета «Кинжал» (на фото ее пуск с нового носителя) и другие
    Подробности...

    Президенты России и США встретились в Хельсинки

    Владимир Путин и Дональд Трамп начали свой исторический тет-а-тет в финской столице с «серьезного» рукопожатия. Тем не менее один из английских журналистов разглядел, как Трамп подмигнул Путину во время открытой для журналистов встречи. Беседа тет-а-тет продолжалась 2 часа 10 минут
    Подробности...
    Обсуждение: 14 комментариев

    Во Франции после победы на ЧМ-2018 произошли погромы

    Франция второй раз в истории стала чемпионом мира по футболу, обыграв в «Лужниках» Хорватию со счетом 4:2. Эйфелеву башню подсветили в национальные цвета, а болельщики в Париже встретили победу своей сборной бурным ликованием, перерастающим в беспорядки
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Экипаж судна «Норд» не смог выехать с Украины

        Главная тема


        Переводчик Брежнева высказался о скандале вокруг переводчика Трампа

        «это ложь»


        Госдеп посоветовал России перестать обвинять США в создании ИГ

        «прямо противоречит»


        Япония нарушила договоренности, касающиеся Курил

        «крик отчаяния»


        Захарова разъяснила призыв к постпреду Британии при ООН «не отводить глаза»

        продолжая традицию


        Украина по просьбе Турции совершила новое большое предательство

        «кто-то лечит, кто-то стреляет»


        Прилепин ответил на вопрос Собчак об убийстве людей

        «ФБР помогло понять»


        Цукерберг нашел доказательства «вмешательства» России в выборы в США

        «напряжена и зажата»


        Психолог объяснил испуг жены Трампа после рукопожатия с Путиным

        на высшем уровне


        Можно ли верить переводчикам Трампа и Путина

        «провокация Кей-Джи-Би»


        Ирина Алкснис: На финишной прямой чемпионата Кремль нанес удар, которого никто не мог ожидать

        «хрен да душа»


        Андрей Бабицкий: Латышский писатель сообщил, что «русские» это вовсе не национальность

        «борьба с сексизмом»


        Лев Пирогов: Хочется взглянуть на проблему равноправия полов с научной точки зрения

        на ваш взгляд


        Госдумой рассматриваются предложения облегчить визовый режим для иностранцев. Насколько открытой для иностранцев должна быть Россия?


        Владимир Можегов

        Как Пушкин победил на дуэли Троцкого

        Владимир Можегов
        публицист
        6 июня 2018, 18:06

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В 1918-м в газете «Искусство коммуны», захваченной футуристами, неистовый Маяковский публикует стихотворение под названием «Радоваться рано», в котором есть следующие строки:

        Белогвардейца найдете  и к стенке.

        А Рафаэля забыли? Забыли Растрелли вы?

        Время пулям по стенкам музеев тенькать.

        Стодюймовками глоток старье расстреливай!

        Фото: Иван Шагин/РИА Новости

        ...

        Выстроили пушки по опушке,

        глухи к белогвардейской ласке.

        А почему не атакован Пушкин?

        А прочие генералы классики?

        Однако на страницах того же «Искусства коммуны» вскоре появляется статья наркома просвещения А. Луначарского, в которой выпады трибуна революции строго отчитываются: «...Мы не можем позволить, чтобы официальный орган нашего же Комис[сариа]та изображал все художественное достояние от Адама до Маяковского кучей хлама, подлежащей разрушению».

        Уже гораздо позднее вдова Луначарского будет утверждать, что статья «Ложка противоядия» была написана наркомом по просьбе Ленина, который, узнав о нигилистических выпадах против классического художественного наследия, «предложил пресечь выступления такого рода в органах Наркомпроса» (Письмо А.А. Луначарской в редакцию журнала «Коммунист» от 26 апреля 1959 года).

        Правда это или нет (думается, все же инициатива принадлежала Луначарскому, который уговорил Ленина на этот шаг), история характерна для того времени и ясно показывает весь драматизм борьбы за культуру, развернувшейся в первые годы советской власти. 

        Здесь, как мы видим, борются две тенденции. Одна требует радикального отсечения всей дореволюционной культуры: её поддерживают Л. Троцкий и футуристы ЛЕФа; другая строится на убеждении, что новая «пролетарская культура» должна вызревать в недрах старой. Так считают, в частности, А. Луначарский, М. Горький и идеолог Пролеткульта А. Богданов.

        Позиция Ленина двойственна. С одной стороны, он смотрит на культуру как классический марксист. То есть культура для него носит безусловно «классовый характер» и играет роль вторичной «надстройки» над экономическим «базисом».

        Такое отношение к культуре как прежде всего средству пропаганды, всецело подчинённому «делу революции», должно было склонять Ленина скорее к позиции Троцкого (то есть того же классического марксизма). Однако личные вкусы и взгляды вождя были достаточно «консервативны».

        Воспитанный традицией Белинского, Ленин просто делил дореволюционную культуру на «революционно-демократическую» и «реакционную», что оставляло большое поле для манёвра и чем, несомненно, пользовался Луначарский, продвигая собственную культурную политику.

        Приведём ещё один пример, показывающий всю неоднозначность исторического момента и развернувшейся борьбы за культуру.

        В ленинском указе о монументальной пропаганде (Декрет СНК от 30 июня 1918 года) среди лиц, подлежащих увековечиванию, мы видим не только «революционеров» (Спартак, Брут, Бабеф, Маркс, Энгельс, Лафарг, Марат, Робеспьер), но и явных реакционеров (Гоголь, Достоевский, Тютчев), философов (Сковорода, Ломоносов, Менделеев), художников (А. Иванов, Врубель) и даже Андрея Рублева. С точки зрения классического марксиста-большевика, последнее выглядит особенно странно.

        Для «перманентного революционера» Троцкого совершенно неприемлемы не только Рублёв, но и прочие деятели дореволюционной русской культуры, значение которой он откровенно отрицает. Вся русская культура представляется ему «лишь поверхностной имитацией высших западных моделей», которая «ничего не внесла в сокровищницу человечества».

        Более того, сама Россия «приговорена своей природой на долгую отсталость». Так что даже новая пролетарская культура здесь ещё долго не будет возможна, а сама Россия будет вынуждена «импортировать, занимать и осваивать культурные достижения Запада» ещё «целый исторический период» (Троцкий, «Преданная революция», 1937).  

        Напротив, А. Богданов и А. Луначарский (которому вождь и поручает составить список лиц, заслуживающих увековечивания) считают, что потенциал русской культуры значительно выше потенциала культуры европейской. Доказательством чего служат гениальные образцы древней русской культуры, «не испорченной» ещё буржуазными отношениями.

        Как видим, в системе взглядов Луначарского имя Рублёва совершенно естественно. Ленин же со своими «консервативными» вкусами и отношением к культуре как служанке революции на проделки своего наркома смотрит сквозь пальцы.

        Ревнуя к этому «консерватизму» вождя, Троцкий говорил, что даже поощрение авангардизма в искусстве, которое позволял себе Луначарский, «смущало» Ленина и вызывало его «иронические замечания» (Троцкий, «Преданная революция», 1937).

        Об источниках взглядов Луначарского и его группы, позволявших совмещать классику и авангард, Андрея Рублева и перевод русской азбуки на латиницу, расчистку фресок древних монастырей и странные эксперименты в образовании, скажем позднее.

        Пока же отметим, что сложный и противоречивый идеологический характер борьбы за новую культуру усугубляется в это время сложными личными отношениями.

        Ленин сильно ревновал к успехам А. Богданова, ссорился с М. Горьким. Что же до существа идей, которых придерживались Луначарский и его друзья, то, с точки зрения вождя, они носили явно еретический характер. Так называемый «эмпириомонизм» и «богостроительство» Богданова – Луначарского Ленин заклеймил еще в своей канонической работе «Материализм и эмпириокритицизм».

        Одним словом,

        исход борьбы за новую культуру долго ещё не был предрешён.

        В 1920 году Ленин изгоняет А. Богданова из Пролеткульта; в октябре 1921 года отправляет в эмиграцию Горького; в течение 1922–1924 годов все главные силы русской дореволюционной интеллигенции перекочевывают на «философских пароходах» на Запад, а вместе с ними Россию, кажется, окончательно покидает её дореволюционная культура.

        В этот момент кажется, что позиция Троцкого берет верх. В 1923 году выходит его книга «Литература и революция», в которой создатель Красной армии предпринимает решительное наступление на всю русскую классическую традицию: «Революция пересекла время пополам... Время рассечено на живую и мертвую половины, и надо выбирать живую. <...> Внеоктябрьская литература, от суворинских фельетонистов до тончайших лириков помещичьего суходола, отмирает вместе с классами, которым служила», – пишет Троцкий.

        Из всего культурного наследия бывшей России Троцкий соглашается взять на борт корабля будущего лишь футуризм, который, хотя и «представляет собою также бесспорное ответвление старой литературы», всё же «активнее других течений входит в формирование нового искусства».

        Однако в начале следующего, 1924 года умирает Ленин. А 6 июня того же года Луначарскому удаётся с большим размахом отпраздновать 125-летие со дня рождения Пушкина.

        На торжественном вечере в Большом театре сам Луначарский произносит двухчасовую речь. С речью о Пушкине выступает и Вячеслав Иванов, один из последних могикан дореволюционной культуры, оставшийся в СССР, которого Луначарский специально вызвал для этого из Баку. (В свое время Луначарский был завсегдатаем «башни» Иванова, подолгу споря с Розановым, Мережковским и Бердяевым, в пику «богоискательству» которого и измыслил своё «богостроительство».)

        Это большое чествование Пушкина становится переломным. И с этого момента отношение к культуре в СССР начинает радикально меняться. Традиционалисты («правые», как называет их Луначарский) выдвигают лозунг «Назад к Пушкину!».

        Есенин называет Пушкина своим самым любимым поэтом. Даже вышедший из разгромленного Лениным Пролеткульта революционно-оголтелый РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) выдвигает лозунг «Учёба у классиков». Сам вождь ЛЕФа Маяковский, еще пять лет назад грозивший поставить Пушкина к стенке, теперь утверждает, что знает «Онегина» наизусть!

        Все это с удовлетворением отмечает Луначарский и делает вывод: «Стало совершенно бесспорным, что Пушкин сейчас ослепительно воскресает». Почему? Очень просто: «Пока кипит бой, пока бой заглушает все остальное, Некрасов может быть ближе нам, чем Пушкин. Но вот бой проходит, новый, необычайно свежий класс начинает вступать в свои права наследника, зачинает свое колоссальное небывалое культурное строительство».

        То, что «Пушкин ослепительно воскресает», одновременно означает и то, что позиция Троцкого терпит фатальное поражение.

        Однако что же заставляло Луначарского столь ревностно защищать классическое наследие? Дело в том, что взгляды Луначарского, Богданова, Горького далеко отстояли от классического марксизма. «Эмпириомонизм» и «богостроительство», которые они исповедовали, были скорее атеистической версией русского всеединства, густо замешанного на ницшеанстве.

        Богостроители верили в будущее единое Сверхчеловечество, которому суждено обрести невиданную прежде гармонию и шагнуть «из царства необходимости в царство свободы»; Сверхчеловечество, которому, возможно, дано будет преодолеть ветхую и создать новую вселенную, обретя при этом всечеловеческое бессмертие.

        Вот почему в центр социалистических преобразований они ставили именно культурное строительство. И вот почему главным делом своего культурного строительства они считали творение «сверхчеловеков».

        Первым таким сотворенным Луначарским – Горьким сотоварищи «живее всех живых – сверхчеловеком» стал Ленин. Следующим (уже в сфере не политики, а культуры) – Пушкин.

        Впрочем, до настоящего прославления Пушкина в качестве «социалистического святого» ни Горький, ни Луначарский не доживут. Это сделает Сталин в 1937 году, в 200-летие гибели первого русского поэта.

        Это «прославление» станет знаком окончательного «перерождения» большевизма из культурного погрома первых революционных лет в нечто совсем непохожее, в некоторых своих чертах даже приближающееся к традициям классической русской империи.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Счастье доступно и для спящего под мостом

        Андрей Тесля, кандидат философских наук
        Счастье – продукт скоропортящийся. Испытав счастье – следом готовишься испытать несчастье. В том числе от того, что другие пользуются большим, лучшим, проводят время веселее, прекраснее, насыщеннее, чем ты. Подробности...

        Откуда брать деньги для повышения пенсий

        Ольга Баталина,
        Если гипотетически забыть обо всех остальных значимых расходах и перевести нагрузку по выплате пенсий в основном на федеральный бюджет, тогда это уже никакая не страховая система, а по сути пособие в связи с низким уровнем дохода. Подробности...
        Обсуждение: 25 комментариев

        Правовой кризис на Западе вынуждает Россию стать маяком свободы

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Европейский суд по правам человека присудил участницам Pussy Riot 48 тыс. евро, которые обязал выплатить Российскую Федерацию. С другой стороны, США инициировали дело против Марии Бутиной. У этих историй есть некоторое пересечение. Подробности...
        Обсуждение: 24 комментария

        Мужчина, испытывающий интерес к женщине, – это прежде всего нормально

        Андрей Бабицкий, журналист
        Попытка продвигать идею гендера как социального конструкта имеет в виду поднять человека до уровня Бога, способного своей волей и прихотью отрясти прах биологической связанности со своих ног. Эта дорога ведет очень далеко. Подробности...
        Обсуждение: 41 комментарий

        Термин «Дальний Восток» изжил себя?

        Василий Авченко, писатель и журналист
        Дело, конечно, не только в вывеске. Куда важнее содержание восточной политики России. Но слова тоже имеют значение. Скажем, жители Верхней Вольты, решив с понедельника жить по-новому, первым делом переименовались в Буркина-Фасо – «страну достойных людей». Подробности...
        Обсуждение: 29 комментариев

        Почему «новые красные» ненавидят Николая II больше, чем Гитлера

        Дометий Завольский, историк-архивист
        Люди, создающие теории об историческом возмездии «немцам Романовым», более суеверны, чем те, кто понимает: 17 июля 1918 года был поставлен крест на варианте истории, где Россия на глазах становилась европейским лидером ХХ века. Подробности...
        Обсуждение: 402 комментария

        Ядерное оружие – наш единственный друг

        Эдуард Лимонов, писатель, непримиримый оппозиционер
        Подумал с утра пораньше в связи со встречей в Хельсинки. Представьте себе, что Россия перестала соотносить себя с Западом, реагировать на его замечания. Что живем себе, на них не обращая внимания. И что, нам станет хуже? Подробности...
        Обсуждение: 48 комментариев

        Кто такая новая любовь русского народа

        Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
        Насколько надо замордовать русский народ женскими образами в политике – от Поклонской через Яровую к Петренко с Орловой, если блестящая, но абсолютно прагматичная Колинда выглядит как божественный посланец на нашу грешную. Подробности...
        Обсуждение: 29 комментариев

        В Хельсинки состоялось торжество обволакивающей силы Путина

        Эдуард Биров, журналист
        Вишенкой на торте пресс-конференции стал момент, когда Владимир Путин фактически сформулировал за Трампа его позицию по Крыму, а Трамп согласно кивнул. Так что это было? Почему Трамп согласился с ролью второго номера на саммите? Подробности...
        Обсуждение: 25 комментариев

        Николай II всё больше становится анти-Сталиным

        Егор Холмогоров, Публицист
        Екатеринбургская трагедия 1918 года имеет множество прочтений. Без осознания того факта, что цареубийство практически уничтожило основы государственного суверенитета России, мы не поймем, что нам следует исправить в сегодняшней жизни. Подробности...
        Обсуждение: 447 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............