Как двадцатилетние предприниматели зарабатывают свои первые миллиарды

@ Евгений Биятов/РИА Новости

28 июня 2018, 09:05 Мнение

Как двадцатилетние предприниматели зарабатывают свои первые миллиарды

Попытайтесь вообразить себе бизнес по обучению ремонту замков. Ерунда какая-то? А теперь представьте, что кто-то получает на этом 100 млн рублей выручки в год. Или, например, онлайн-курсы по выращиванию картошки. Нелепость?

Алла Милютина Алла Милютина

руководитель и владелец консалтинговой компании «A.White& G.Hedges»

Мы зовём этих ребят «красавчиками», и тут нет никакой иронии. Я аудитор, моя компания занимается серьезными делами, к нам идут не за весельем, а за спасением, когда уже некуда больше идти. И мне не раз приходилось видеть, как со взрослых, пафосных бизнесменов слетает снобизм, когда к ним приходят с проверками. Некоторые истории из нашей практики вспоминаются как триллер.

Но каждый раз, когда работа сводит меня с «красавчиками», настроение повышается как минимум на целый день. Я этим ребятам по-настоящему завидую и восхищаюсь ими.

Попытайтесь вообразить себе бизнес по обучению ремонту замков. Ерунда какая-то? А теперь представьте, что кто-то получает на этом 100 млн рублей выручки в год. Или, например, онлайн-курсы по выращиванию картошки. Нелепость? Но такой проект существует, и его выручка доходит до 10 млн рублей в месяц. Владелец первого бизнеса – клиент нашей компании, со вторым я познакомилась на конференции ACCEL. 

И таких примеров у меня вагон и маленькая тележка. То, что старшему поколению, делавшему деньги в бурные 1990-е, показалось бы несерьезным, молодые предприниматели из поколения Y воспринимают как шикарную возможность. Отсутствие шаблонов и ограничений в голове – первое и главное их отличие. У кого-то с самого начала была конкретная идея-мечта. Кто-то много всего перепробовал, прежде чем нашел то самое свое дело. Но и те, и другие, придумывая себе задачу, почти не употребляют слово «невозможно». Они просто ищут пути ее решения: «Можно так, а можно этак».

Эти ребята делают кучу ошибок, потому что никто им не сказал: «Так нельзя!» И благодаря тому же незнанию они совершают настоящие прорывы. Они очень быстро учатся – и на собственном опыте, и на самых разных площадках, как престижных, так и в меру бестолковых. Если человек умеет прогрессировать, то он найдет для себя что-то ценное где угодно.

Как-то я консультировала по налоговым вопросам Георгия Соловьева – основателя крупнейшей в России онлайн-школы английского языка Skyeng. Тогда ему было 25 лет, сегодня 28. Всего за шесть лет вместе с друзьями, такими же вчерашними студентами, он создал компанию стоимостью 100 млн долларов (согласно последнему раунду инвестиций). Все они физики по образованию, никакого стартового капитала у них не было, одно только желание. И понимание: если есть хорошая идея, нужно найти инвесторов, который поверят в проект и планы его создателей. Нашли, убедили, получили деньги. Сейчас на них работают более 3000 преподавателей.

Собственный бизнес я начинала и развивала в кругу предпринимателей, которые либо потом и кровью, долго и упорно, по кирпичику выстраивали свой бизнес, либо что-то удачно приватизировали и на этом фундаменте развивались. Я видела, как на моих глазах люди этой породы постепенно сходят со сцены, и в какой-то момент мне стало казаться, что на смену им прийти некому.

Картина мира полностью изменилась, когда несколько лет назад я из любопытства пришла на бизнес-тренинг, где было много «красавчиков». Скоро для меня открылась новая реальность: пока взрослые дяди умничали, страдали, придумывали, как обойти конкурента и обхитрить государство, выросло новое поколение предпринимателей. Да, они пришли на все готовое: интернет с его информационными и рекламными возможностями, финансовые технологии, развитую мобильную связь, логистический рынок – то, чего мы не имели в 1990-е и даже в начале 2000-х.

Но с другой стороны, у них нет многих возможностей, которые были у их отцов: вольные времена для бизнеса остались позади, предпринимательство теперь довольно строго регулируется, а клиенты и потребители стали разборчивы и придирчивы. Это не мешает нынешним двадцатилетним рваться в бой с таким же рвением. 

Раньше я смотрела на стартаперов с подозрением. «Боже мой, да им еще три дня на оленях, два дня на коленях, пока они до чего-то допрут. Я не хочу с ними возиться!» Теперь они мои любимые клиенты. Они многого могут не знать про налоги и управление финансами, но по части организации и развития бизнеса они невероятно изобретательны, у них есть чему поучиться.

К примеру, Кирилл Знаменский – он построил целую сеть интернет-магазинов по продаже детских игрушек. Парню всего 24 года. Начинал он с традиционной интернет-торговли, а потом предложил всем сотрудникам открывать свои мини-магазины со специализацией: машинки Lego, плюшевые мишки и так далее. И стал для них поставщиком. Не имея вообще финансовых ресурсов для создания сети, он все-таки ее создал.

А гендиректор компании Artskills Денис Добряков (ему сейчас 28 лет) начинал бизнес в отцовском гараже, его первой производственной линией был «бэушный» фотопринтер. Денис сумел так организовать свое производство персонализированных подарков и сувениров, что для бесперебойной загрузки – в объеме до 4000 заказов в сутки – ему хватает склада всего в 25 квадратных метров.

Я очень часто слышу, что такой-то успешный юноша или девушка являются чьими-то протеже. Родители посодействовали. Но «красавчики» настолько другие, что даже семейный бизнес делают наоборот.

Влада Чижевская приехала в Москву в 15 лет учиться в колледже при ВГИКе. А в 25 лет у нее уже была своя компания «Море Шоу» с выручкой 5–6 млн рублей в месяц. Она устраивает детские праздники со сказочными сюжетами, декорациями и персонажами. Когда у Влады начало получаться, она затянула в бизнес маму, сестру, брата...

А видели ли вы в магазинах баночки со сладостями «Вкусная помощь»? Этот бренд в 2010 году придумал Сергей Журавлев. На доходы от «Вкусной помощи» он открыл сеть «Пекарня Журавлевых». В этот бизнес у него вовлечены и папа, и мама, и жена.

У «красавчиков» очень своеобразное отношение к стратегии, определяемое словом «хочется».

Наш клиент Сергей Дегтярев стал мультимиллионером в 28 лет. По образованию он химик, а нашел себя совсем в другой сфере. В поисках бизнес-идеи, подходящей для масштабирования, Сергей познакомился с Наташей Гладковой – владелицей детского садика Sun School. Вместе они открыли в Москве еще три образцовых детсада, начали продвигать франшизы, а потом продали свою управляющую компанию за совсем не детскую сумму.

Я была потрясена, когда узнала, на что Сергей переключился. Аттракционы «Покорми рыбку – загадай желание» (наверняка вы видели большие такие аквариумы в торговых центрах). Абсолютно несерьезная, но невероятно прибыльная штука. И в конце концов, поднаторев во франчайзинге, он вывел бизнес на новый уровень – стал официальным представителем Fort Boyard в России.

С Германом Гавриловым я познакомилась, когда он владел компанией ProCanvas – сервисом печати фотографий на холсте (на тот момент ему было 24 года, сейчас 28). Бизнес приносил ему не менее 3 млн в месяц. Другой бы снимал сливки и радовался. А Герман сказал: «Алла Борисовна, вы понимаете, это просто деньги. То есть неинтересно совсем. Просто деньги и все». По образованию он программист. И в итоге самореализовался, создав систему сквозной рекламной аналитики Roistat. Ее стоимость, исходя из текущего раунда инвестиций, более 1 млрд рублей. А сервис ProCanvas Герман продал за хорошую цену. Знаете, что было его стартовым капиталом? Самая обычная зарплата рядового системного администратора.

Всем тем, кто до сих пор считает, что для собственного бизнеса нужен приличный стартовый капитал, связи, влиятельные покровители, господдержка и так далее, и тому подобное, я отвечу: как хорошо, что вы заблуждаетесь и не пытаетесь что-то создавать. У тех, кто думает по-другому, будет больше шансов на успех.

..............