Арт-группа «Война» – это все-таки русский проект

@ кадр из видео

6 марта 2018, 19:35 Мнение

Арт-группа «Война» – это все-таки русский проект

Последние несколько недель внимание русской общественности было приковано к берлинским злоключениям одной из основательниц радикального арт-проекта «Война» Натальи Сокол (Козы). Вся эта история вызывает гамму размышлений.

Александр Чаленко Александр Чаленко

обозреватель портала «Украина.ру»

Последние несколько недель внимание русской общественности было приковано к берлинским злоключениям одной из основательниц радикального арт-проекта «Война» Натальи Сокол (Козы).

Оставшись без своего мужа – руководителя «Войны» Олега Воротникова (Вора), пропавшего после стычки с немецкой полицией – одна вместе с тремя своими детьми с необычными именами (Каспером Ненаглядным Соколом, Мамой и Троицей), она пытается выжить зимой в трюме холодной лодки на одном из водоемов Берлина.

Беременная, без денег, все эти дни она пыталась найти хоть какой-то выход в «структуры тепла». Российская общественность, обосновавшаяся в Берлине, вместо помощи обсуждала возможность сдачи Натальи в полицию. Мол, у такой плохой матери детей надо отобрать.

«Война» скитается по Европе уже шесть лет после того, как российские правоохранители возбудили против ее участников уголовное дело. Причиной стала одна из радикальных оппозиционных акций – переворачивание милицейских авто.

Попав на Запад без документов, нелегально перейдя украинскую границу, они успели пожить в Германии, Австрии, Италии, Чехии и снова в Германии. Их постоянно выгоняли и даже избивали в сквотах европейских анархистов.

Они «идейные воры». Деньгами, как и документами, не пользуются, добывая себе пищу и одежду в магазинах. Попросту – воруя. «Освобождают товары от их стоимости».

На родину они вернуться хотят, но не могут. Мешает уголовное дело.

Кто хочет подробнее ознакомиться с историей приключений «Войны» в Европе, может это сделать в прекрасной статье, опубликованной Би-би-си.

Вся эта история вызывает целую гамму размышлений, некоторыми из них я хотел бы тут поделиться.

Несмотря на преследования со стороны российских правоохранителей, несмотря на то, что на Западе им бы было хлебней и перспективней быть если не русофобским, то, во всяком случае, антироссийским объединением, члены «Войны» остались безусловными русскими патриотами. При этом совершенно не собираясь этого скрывать от западной общественности.

Так, когда им предложили участвовать в Голландии в художнической акции против «аннексии Крыма», они наотрез отказались.

Мало того, Воротников отправил устроителям акции письмо, в котором недвусмысленно указал, что он не только не против «аннексии», но и вообще всё это безобразие приветствует.

«Группа «Война» занимает по Крыму принципиально иную, противоположную позицию. Мы счастливы, что Крым присоединился к России, и рады за крымчан. Я так просто горжусь страной, впервые за долгое время. Это не все. Я годами твердил о непрофессионализме либеральных СМИ – «Ленты.ру» и «Дождя» в особенности. И я приветствовал наконец их запоздалое ужимание», – цитирует Би-би-си соответствующее место из письма Вора.

Конечно же, организаторы голландского мероприятия (а там все за Украину) прореагировали соответствующим образом: сообщили об этой переписке заинтересованным лицам. В итоге Вора и Козу с детьми попросили из пятикомнатной квартиры в Вене, где у них были джакузи, гардеробная и велосипедная. Мол, выметайтесь – ремонт надо делать.

В общем, ребята отказались, как выражается Сокол, «ср...ть на Россию», как того от них, русских художников, по старой доброй европейской традиции ожидали.

В патриотическом духе воспитаны и их дети. На одном из видео, посвященном семье, маленькая Мама говорит Касперу: «В России хорошо, потому что там все русские». Для крошки русские, русский народ – это уже ценность, в отличие от прежних времен советского диссидентства и «безродно-космополитических» девяностых.

Во всех их оппозиционных акциях конца нулевых и начала десятых мы не обратили внимания на то, что «Война» – это все-таки русский проект.

Лично меня тогда с правильных ориентиров в их оценке сбила фамилия Плуцера-Сарно, одного из тогдашних участников творческого коллектива.

Дело в том, что его я знал лично. В 2001–2002 мы с ним вместе работали в Киеве в офисе Социал-демократической партии (объединенной) будущего кума Путина Виктора Медведчука (он сейчас представляет Украину на переговорах в Минске).

Я – главным редактором интернет-отдела, а веселый Плуцер-Сарно, выпускник русской филологии Тартусского университета, ученик Лотмана и автор научно-филологического исследования «Х..й», – главным редактором газеты «Социал-демократ».

Никаким социал-демократом, конечно же, он не был. Просто его пригласили «поднять бабла».

Но если дети Лотмана в самостийной Эстонии поддерживают не русских, а эстонцев, то Воротников, будучи нацболом и воспитанником Эдуарда Лимонова, никого, кроме русских, поддерживать не мог. Эдуард Вениаминович, молодец, плохие кадры не кует.

Заинтересовавшись этой историей, я связался с Натальей Сокол и выяснил, что чуть ли не с начала войны в Донбассе «Война» собиралась туда перебраться. Даже вступила в переписку по этому поводу с Захаром Прилепиным и друзьями Вора, которые там воевали.

Трудность «переброски» в ЛДНР заключается в том, что надо въезжать через территорию Украины. Через Российскую Федерацию ехать нельзя, так как, повторюсь, ребята в розыске.

Один раз они уже точно должны были туда попасть, но из-за выходки российского трансгендера по прозвищу Серое Фиолетовое планы были нарушены. «Оно» хотело провести в Донецке акцию по отрезанию себе мошонки. Его задержали, не дав случиться непоправимому.

По Донецку пошли разговоры, что это должна была быть акция «Войны». Всё это не очень понравилось местным властям. Правда, через некоторое время всё разъяснилось – Вор и Коза не имеют к этому никакого отношения. Но момент был упущен, хотя и до сих пор тема отъезда «Войны» в ЛДНР с повестки дня еще не снята.

Одним словом, в эти непростые времена русской Реконкисты «Война» вместе со своим народом, вместе со своей страной.

Но при всем при этом, где бы она ни находилась – в России ли, в Европе ли – арт-группа остается ярким радикально-оппозиционным проектом. И в этом нет никакого противоречия.

Согласно Конституции, Россия является либеральной демократией. Однако в реальности это скорее заявленная цель, на пути к которой необходимо пройти еще немало.

Российское государство сегодня по-прежнему остается государством бюрократическим. Да, в основной своей массе эта бюрократия настроена патриотически, но всё же это бюрократия.

А в либеральной демократии очень важно, чтобы общество держало бюрократический аппарат в тонусе.

Вот «Война» и является таким раздражителем, который не дает чиновникам спать спокойно. Поэтому для нас очень важно, чтобы такой бескомпромиссный проект не «скурвился».

Вы согласны с автором?

190 голосов
305 голосов

..............