Фактор Грудинина: «русский Макрон» расколол левых

@ Михаил Воскресенский/РИА Новости

6 марта 2018, 16:10 Мнение

Фактор Грудинина: «русский Макрон» расколол левых

Сообщения – сначала Анастасии Удальцовой об отказе быть доверенным лицом кандидата в президенты Грудинина, а затем ее мужа Сергея с дезавуированием этого заявления – так и остались бы делом одной семьи, если бы не одно но.

Михаил Делягин Михаил Делягин

экономист, публицист и политик

Недавние сообщения – сначала Анастасии Удальцовой об отказе быть доверенным лицом кандидата в президенты Грудинина по личным причинам, а затем ее мужа Сергея с дезавуированием этого заявления – так и остались бы делом одной семьи, если бы не выразили предельно ярко и выпукло невнятную суету вокруг избирательной кампании Грудинина и разлад, внесенный его выдвижением в лагерь левых.

Он оказался внезапно и жестко расколот на рьяных приверженцев «зюгановской неожиданности» и его столь же ярых противников.

Эмоции зашкаливают до сих пор, и, надо отдать должное, Зюганов действительно нащупал своим кандидатом болевой нерв не только КПРФ, по и всего левого движения.

Сторонниками Грудинина оказались прежде всего истосковавшиеся по новым лицам, жаждущие перемен люди.

Мысль о том, что изменения бывают не только к лучшему, но и к худшему, слишком сложна для них.

Их подход «нужен кто-то новый: вот кто-то – значит, нужен именно он» смешон и нелогичен лишь со стороны; отчаявшиеся поддерживают в прямом смысле слова кого угодно по принципу «за неимением гербовой пишем на простой, а то и на туалетной».

Другая «группа поддержки» – дисциплинированные сторонники КПРФ, стиснув зубы, подчиняющиеся любому решению партии и исполняющие их вне зависимости от собственных желаний: раз «партия сказала надо», ничего, кроме «есть!», они не могут и помыслить.

Наконец, третья категория левых поддерживает Грудинина, совершенно не интересуясь ни его личностью, ни историей, ни тем более программой.

Она исходит из неизбежности победы президента В.В. Путина и надеется, что получение левым кандидатом значимого числа голосов подтолкнет власть к нормализации социально-экономической политики: переходу от либерального разрушения страны в стиле 90-х к системной модернизации.

Эти три группы железной чертой отделили себя от остального левого движения, не приемлющего Грудинина, – впрочем, по самым разным причинам.

Наиболее цинично выглядят сторонники разных групп партийных бюрократов. Одни ориентируются на собственных кандидатов (которые могли бы стать преемниками Зюганова, если бы тот не пригласил «варяга», чтобы ослабить их), другие возмущены выкручиванием рук руководителям региональных парторганизаций на утвердившем Грудинина съезде, третьи полагают, что провал Грудинина ослабит позиции Зюганова в партии и позволит начать процесс его замены.

Противниками Грудинина являются и глубоко идейные люди, которых много среди левых и которые полагают, что представлять левые идеи на выборах в принципе не может их классовый антагонист – действующий эксплуататор.

Однако основная группа левых не поддерживает Грудинина в силу его личных качеств, не связанных с левой идеологией (и эта мотивация распространена далеко за пределами левого движения и, похоже, является доминирующей по отношению к нему).

При этом у каждого вызывают оторопь свои качества кандидата.

Кто-то не приемлет жесткого поведения по отношению к трудящимся, напоминающим рейдерство в отношении и многих пайщиков, и некоторых работников (которым были обещаны квартиры и которых увольняли незадолго до наступления сроков реализации обещаний) и в любом случае несовместимым с идеологией социальной справедливости.

Кому-то не подходят прошлые метания кандидата по разным партиям, придающие его выдвижению характер клоунады.

«Руководитель местного отделения «Единой России», «сокол Жириновского», «кандидат в президенты от КПРФ» – эта последовательность буквально ошеломляет многих искренних левых.

Отторгает и большое количество откровенной пропагандистской неправды, транслируемой в связи с Грудининым (вроде заявлений о том, что он руководит совхозом и зарабатывает производством сельхозпродукции), и безумная агрессивность его кампании в соцсетях, заставляющая рассматривать ботов Навального и Собчак как культурную и вежливую субстанцию.

Проварившиеся же в рыночном котле представители левых течений, напротив, изумлены сугубо деловыми качествами кандидата, умудрившегося публично и неоднократно запутаться в собственных заграничных счетах.

«Как может управлять не только государством, но даже собственным бизнесом человек, столь наглядно не способный разобраться даже в собственных деньгах, и откуда они вообще у него взялись?» – этот вопрос в частных обсуждениях звучит почти постоянно, в том числе и из уст бизнесменов.

Глубокое впечатление произвела и неспособность кандидата общаться с журналистами и обосновывать (да и просто внятно излагать) свою позицию.

Левых патриотов потрясло сравнение советских солдат, спасших мир от фашистской чумы, с баранами, а ярых оппозиционеров – сохранение Грудинина в гонке вопреки многочисленным нарушениям (как Навального на досрочных выборах Собянина в 2013 году), свидетельствующее о заинтересованности в нем властей.

Таким образом, выдвижение Грудинина раскололо левых – и в самой КПРФ, и вне ее, и раскол этот сохранится еще долгое время и после нынешних выборов.

Возможно, именно в этом заключался замысел Зюганова, которому для поддержания традиции генсеков уходить с высшего партийного поста вперед ногами нужно действовать по принципу «разделяй и властвуй».

Но бесспорно другое: «русского Макрона» (создавшего социал-либеральную, левую по европейским меркам партию) не получилось.

Карго-культ опять не сработал: как писал О'Генри, «песок – неважная замена овсу».

Источник: Персональный сайт Михаила Делягина


..............