Залог исцеления Украины от опасной немощи

@ Михаил Палинчак/РИА Новости

7 февраля 2018, 20:50 Мнение

Залог исцеления Украины от опасной немощи

Украине нужна парламентская республика. И, как это ни парадоксально звучит, именно в условиях политически влиятельного олигархата. Вспомните, как пришел к власти Порошенко.

Вадим Самодуров Вадим Самодуров

гендиректор Агентства стратегических коммуникаций

Множество проблем современной Украины проистекает из того банального факта, что в этой стране как нигде очевидны пропасть и противоречие между двумя институтами власти – исполнительной в лице президента и законодательной в лице Рады.

Президенты, избираемые народом на популистской волне, стремительно теряют доверие, против них выступает парламент, и всё в итоге кончается революцией.

Так было с Кучмой, так было с Януковичем, так, скорее всего, будет и с Порошенко. Подобной судьбы избежал лишь Ющенко, но мы помним, какой рейтинг был у него в самом конце президентского срока.

Украине нужна парламентская республика. И, как это ни парадоксально звучит, именно в условиях политически влиятельного олигархата.

Вспомните, как пришел к власти Порошенко. Он просто-напросто скупил своего главного конкурента Виталия Кличко, который продался с потрохами и вступил вместе со своим «Ударом» в партию «шоколадного барона».

На проходивших в октябре 2014 года досрочных выборах в парламент партия президента набрала лишь 21%. Сейчас её позиции еще слабее – согласно данным Центра Разумкова, лишь 9,2% украинцев проголосовали бы за Блок Петра Порошенко.

На Украине слишком много партий, и им необходимо блокироваться. Соответственно, должен быть снижен порог проходимости (например, с 5% до 3%). А президента лучше сделать избираемой парламентом фигурой – пусть украинские депутаты учатся, во-первых, согласию друг с другом, а во-вторых, прислушиваться к народу.

Избираемый на 4 года парламент (сейчас – 5 лет) – это наиболее оптимальный руководящий страной орган. Он более гибок ввиду значительной представленности разных групп населения и не позволяет какой-то одной фигуре тормозить процесс проведения реформ.

Естественно, в этом случае влияние олигархов на политическую систему не искореняется, но серьезно сужается за счет привнесения дополнительной конкуренции между ними, а также приучает их к принятию социально взвешенных решений.

Еще одно преимущество подобной системы: она позволит выявить истинную цену украинского национализма.

Многие националистически ангажированные решения Порошенко (да и Ющенко) принимались не под страхом импичмента, а под нажимом агрессивных уличных толп. Но на выборах все радикалы, вместе собранные, получают меньше, чем умеренный «Оппозиционный блок».

Понятно, что при парламентской республике возможность влиять на принятие важных решений путем угроз и запугивания у нацистов будет гораздо меньше.

Если же всё пойдет иначе, и мы ни с того ни с сего увидим взлет национализма – так тому и быть – вскроется нарыв, который Россия успешно ликвидирует.

Правда, есть большие сомнения в том, что, даже объединившись, «Свобода», «Правый сектор*» и «Национальный корпус» способны набрать свыше 5% голосов.

Парламентская республика стабилизирует Украину, смягчив прохождение переходных периодов, когда заканчиваются полномочия предыдущей власти и наступают выборы.

Нечто подобное мы видим в Молдавии, где парламент наделен большими полномочиями, хотя президента еще выбирают на всенародных выборах.

Там нет однозначного перевеса ни пророссийских сил, ни прорумынских, находящиеся у власти элиты предпочитают сохранять нейтралитет в отношении Приднестровья и не поддерживают идею включения страны в состав Румынии.

Перевес полномочий в сторону парламента позволит Киеву создать центристское правительство, которое бы освободилось от давления с крайне правого фланга (давления слева уже давно нет).

«Крикуны» будут вызывать меньше доверия у украинцев, так как те раньше считали, что все решает президент, и поддерживали на выборах в Раду довольно экзальтированных персонажей.

Влияние «Батькивщины», «За жизнь» и «Оппозиционного блока» в случае ухода Порошенко и изменения конституции, предполагающего переход к новому государственному устройству, – наиболее вероятный сценарий развития.

Для Украины важно, чтобы именно партии, а не милитаристские группировки, нацбатальоны, криминальные объединения или силовые министерства и органы, играющие роль феодальных вотчин, играли определяющую роль при выработке внутренней и внешней политики.

Сейчас Украина находится под угрозой ультраправого переворота, способного снести правительство непопулярного Порошенко. Милицейские дружины националистов патрулируют Киев, их силовой потенциал перевешивает решительность президента и лояльность силовиков.

Только сильный парламент, способный сформировать вызывающее доверие у народа правительство, послужит надёжным предохранителем от установления крайне враждебной к России диктатуры.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

0 голосов
0 голосов

..............