Главная проблема кампании Грудинина

@ Александр Гальперин/РИА «Новости»

3 февраля 2018, 11:48 Мнение

Главная проблема кампании Грудинина

То, что левые избиратели узнают о директоре ЗАО «Совхоз им. Ленина», не совпадает с их представлениями о том, как должен выглядеть настоящий коммунист. Но главное, конечно – это более близкое знакомство с особенностями его биографии.

Павел Данилин Павел Данилин

политолог

Когда ведущие социологи страны опубликовали очередные рейтинги кандидатов в президенты России, главной неожиданностью стало падение рейтинга кандидата Павла Грудинина. Опросы ВЦИОМ и фонда «Общественное мнение» показали, что за него готовы голосовать 6% от общего числа избирателей. При этом за неделю рейтинг Грудинина просел более чем на процент. Это свидетельствует о том, что рост его узнаваемости прямо пропорционален падению доверия к его кандидатуре.

Данная тенденция имеет свои объяснения. То, что левые избиратели узнают о директоре ЗАО «Совхоз им. Ленина», вероятно, не совпадает с их представлениями о том, как должен выглядеть настоящий коммунистический кандидат. Также вызывает у них отторжение появившееся предположение, что Грудинин, не являющийся членом КПРФ, станет преемником Зюганова. Но главное, конечно – это более близкое знакомство с особенностями биографии кандидата от КПРФ. Ведь, давайте будем честны сами с собой, хотя в ходе опроса ФОМ половина москвичей признается, что ранее что-то слышала о Грудинине, она, скорее всего, откровенно лукавит. До выборов о будущем пламенном коммунисте мало что знали даже профессионально занимающиеся политикой люди. Да и они с трудом вспоминали лишь о скандальном выходе Грудинина из «Единой России». Других поводов для получения известности у директора совхоза практически и не было.

А вот с началом предвыборной кампании кандидат от КПРФ как раз и заделался главным скандалистом. Информация о нем стала появляться буквально лавинообразно. Оказалось, что у Грудинина есть счета и акции в иностранных банках, отдыхает он на фешенебельных лыжных курортах, в отношениях с Центризбиркомом не всегда откровенен и т. д. К тому же кандидат стал мелькать в телевизионных программах, и оказалось, что он вовсе не такой молодой и энергичный, а его широко разрекламированные ораторские способности оказались под софитами и под большим вопросом. Тон грудиниских выступлений может показаться крайне неуверенным – даже ведущие Первого канала вынуждены были клещами вытаскивать из него ответ на вопрос о принадлежности Крыма. Свою же позицию по ряду важнейших вопросов директор совхоза обещал озвучить... уже после выборов.

Объективно узнаваемость Грудинина выросла, тем более что на Новый год опрос показал его лидерство относительно Жириновского. Но вот известность эта оказалась со знаком минус. И вот уже сейчас рейтинги двух кандидатов сравнялись, хотя Жириновский свою кампанию, можно сказать, еще даже не начинал. И если Жириновский «зажжет», то шансов на второе место у Грудинина не будет.

Пусть пока что в опросе ФОМ коммунистического ставленника респонденты воспринимают в качестве «директора совхоза», но вот уже на пятки этому пункту наступает «скандал со счетом», а также растет позиция «богатый человек, олигарх». С такой динамикой чем больше узнают о Грудинине, тем меньше у него может быть шансов показать хороший результат.

Интересно, что в этом отношении не является исключением собственно коммунистический электорат. Согласно опросу ФОМ, из сторонников КПРФ 47% просто отказались допустить для себя возможность проголосовать за Грудинина. А ведь это почти половина. Им мог не понравиться «блок коммунистов и олигархов» на этих выборах. И это нормально, ведь формально ситуация выглядит так, будто Зюганов на этих выборах решил выдвинуть вместо себя отнюдь не крестьянина, не рабочего и даже не заслуженного деятеля КПРФ, а как будто бы какого-то там дальнего приятеля чубайсов, абрамовичей и ельциных. Здесь дело даже не в том, что Грудинин счета не задекларировал или что-то такое намудрил с паями, а много проще – он «не из наших», не плоть от плоти трудового народа. Возможно, в своем совхозе к нему и относятся как к отцу-батюшке. Но за пределами совхоза он – олигарх, капиталист.

И исправить это восприятие кандидата уже невозможно. Тем более что, судя по всему, на кампанию Грудинина работает в качестве технологов и консультантов только аппарат Компартии. И делает это спустя рукава, потому как ответ на ту же появившуюся информацию о счетах оказался крайне неуклюжим. Сторонники Грудинина стали сетовать на волну компромата, что на самом деле только увеличивало интерес к опубликованным данным. Ну а затем и вовсе начали оправдываться. Так что до коммунистического и – даже шире – потенциально грудининского электората дошло, что не все чисто у кандидата. А интересующийся сторонний избиратель смог узнать, что коммунист-то ненастоящий, хоть и клубникой пахнет.

Собственно, это и есть главная проблема кампании Грудинина. Вроде бы и вещи правильные стал говорить про Донбасс и Крым, а не то, что раньше (до избирательной кампании будущий красный кандидат занимал амбивалентную позицию даже по вопросу принадлежности Крыма, чем очень раздражал леваков). И цветы к могиле Ленина возложил вместе с Зюгановым. И водителей-дальнобойщиков пообещал от «Платона» освободить. А все как-то не так, нарочито как-то. И на фоне этой его суетливой активности мы видим постоянные скандалы – то с пабликами «ВКонтакте», то со странным образом за день переименовавшимися в поддержку Грудинина десятками Telegram-каналов. И как только ты натыкаешься на очередное свидетельство неуклюжей работы грудининских пиарщиков, тут же понимаешь, что «здесь вам не тут». Ведь, действительно, при современных информационных потоках практически невозможно появление политика по модели «черт из табакерки». Все равно все о нем узнают, взвесят, измерят и оценят. Ну и резюме для всех политиков и планирующих ими стать: береги честь смолоду.

Использованы данные опроса ФОМ граждан РФ от 18 лет и старше: 21 января 2018 года (53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов) и 14 января 2018 года (43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов). Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6%. 

А также данные опроса ВЦИОМ от 11–15 января 2018 года среди россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 1,4%.

..............