Трамп в ООН озвучил план «Б» американской элиты

@ из личного архива

21 сентября 2017, 12:15 Мнение

Трамп в ООН озвучил план «Б» американской элиты

Трамп так много и ярко выступает публично – как минимум каждый день в «Твиттере», – что его первая речь в ООН не вызвала большого резонанса, за исключением слов о готовности уничтожить Северную Корею. А зря.

Эдуард Биров Эдуард Биров

журналист

Трамп так много и ярко выступает публично – как минимум каждый день в «Твиттере», – что его первая речь в ООН не вызвала большого резонанса, за исключением слов о готовности уничтожить Северную Корею. А зря.

По большому счету впервые 45-й президент США провозгласил с мировой трибуны новую внешнюю политику – и оказалось, что перед нами классический англосаксонский империализм со всей его агрессивностью и наглостью. На примере КНДР и Ирана Трамп фактически объявил войну всем неугодным США, прежде всего России и Китаю, если те не согласятся подчиниться «лучшей стране в мире».

Тем удивительнее слышать, как в речи Трампа по эту сторону океана услышали антиглобализм и даже изоляционизм, попытавшись смягчить его угрозы и сделав акцент на словах о суверенитете наций. 

Очарование антиклинтоновским пафосом Трампа продолжает застилать глаза не только экспертному сообществу, но и части российской элиты. Даже в руководстве страны до сих пор сильны надежды на то, что Трамп – это шанс на диалог равных партнеров между Россией и США.

Во многом этому способствует и громкая антитрамповская истерия части американского истеблишмента, которая на самом деле объясняется не пророссийскими настроениями Трампа, а совсем другими, сугубо внутриамериканскими причинами.

О каком изоляционизме нового курса США можно говорить, когда глава Белого дома с трибуны ООН произносит в адрес суверенного государства следующее (цитата по ТАСС):

«Соединенные Штаты обладают огромной силой и терпением. Но если придется защищать себя или наших союзников, у нас не останется иного выбора, кроме как полностью уничтожить Северную Корею. Человек-ракета начал самоубийственную миссию для себя и для своего режима».

Речь Трампа в ООН следует рассмотреть целиком, а не отрывками (фото:Li Muzi/Xinhua/ZUMA/Global Look Press)

Речь Трампа в ООН следует рассмотреть целиком, а не отрывками (фото:Li Muzi/Xinhua/ZUMA/Global Look Press)

В 2010 году бывший лидер Ирана Ахмадинеджад на Генассамблее ООН произнес нечто подобное в адрес Израиля, за что сразу был заклеймен как исчадие ада и враг человечества. Почему сейчас нигде не слышно обвинений лидера США в человеконенавистничестве и откровенном разжигании войны?

Впрочем, речь Трампа следует рассмотреть целиком, а не отрывками – не только объективности ради, но чтобы полнее понять его намерения. Дональд Трамп, этот «мистер Блеф», произнес немало слов о суверенитете наций, об их правах и особенностях, о взаимном уважении равных стран. Но стоит только привести хотя бы одну цитату целиком, не вымарывая неудобные моменты многоточием, как бросается в глаза особенное понимание суверенитета. 

К примеру: «Если мы хотим помочь своим гражданам, если стремимся к одобрению в исторической перспективе, мы должны выполнять свой суверенный долг перед людьми, чьи интересы мы добросовестно представляем. Мы должны защищать свои страны, их интересы, их будущее.

Мы должны давать отпор угрозам для суверенитета – от Украины до Южно-Китайского моря. Мы должны уважать закон, границы и культуру, а также мирное взаимодействие, которое они позволяют. И, как было задумано основателями этой организации, мы должны работать вместе и вместе противостоять тем, кто угрожает нам хаосом, нестабильностью и террором».

Понимаете, да? Вроде бы суверенитет всех стран и мирное взаимодействие, а в то же время и отпор угрозам со стороны России и Китая. Стоп, а как же суверенитет наших стран?!

Некоторые эксперты посчитали это странной несостыковкой и внутренним противоречием: мол, с одной стороны, заявления о правах наций на самоопределение и уважение, а с другой – прямые угрозы северокорейскому народу (подчеркиваю, именно всей стране, а не только режиму), унижение Ирана и Венесуэлы как «стран-изгоев».

Но в словах Трампа нет никакого противоречия, в его голове это укладывается, как дважды два четыре. 

Следует только понять, что для Трампа как для классического американского империалиста понятия «демократия», «суверенитет», «права», «уважение» относятся только к избранным странам – тем, которые относятся к западному миру либо подчинены ему.

Все остальные – автоматически потенциальная угроза суверенитету избранных, а в случае если те осмеливаются к тому же вести самостоятельную (то есть ту самую суверенную) политику, они становятся прямой угрозой, которую необходимо уничтожить. Без всяких сентиментальных предлогов в виде «нарушения прав геев» и «сибирской язвы».

Такая вот непротиворечивая картина мира, на самом деле классическая для англосаксонского сознания, сложившаяся многие столетия назад. Собственно, новая американская стратегия Трампа всего лишь призвана вернуть старую добрую политику США, где есть только одна страна, а весь остальной мир существует только в качестве ее ресурсной базы.

Ничего нового, только теперь эта стратегия освобождается от масок «продвижения демократии» и «прав человека». Собственно, для того Трампа и привели к власти, именно это является его главной миссией, таким видят единственный путь спасения Pax Americana, и ровно об этом было заявлено 19 сентября 2017 года с трибуны ООН.

Автор этих строк еще в декабре прошлого года вопреки волне трампомании подробно рассматривал характерные черты нового курса Трампа в многостраничном докладе «Запад меняет стратегию: как Трамп собирается спасти Pax Americana» Тогда многое было не до конца понятно, но основные догадки подтвердились.

Непубличная власть корпораций США, разочаровавшись в таких инструментах «мягкой силы» теории «управляемого хаоса», как «цветные революции», «международный терроризм» (вот почему свернута поддержка террористов в Сирии), поручила Трампу вернуться к политике грубой силы и прямой экспансии без лишних «гуманитарных» оговорок, чтобы преодолеть сопротивление России и Китая и перезагрузить собственную гегемонию. Этакий план «Б». 

Логика проста: раз такая политика привела к исторической победе над СССР в конце XX века, то она должна помочь и в геополитическом столкновении в начале XXI. По сути, Трамп должен провести капиталистическую мобилизацию Запада, чтобы задавить соперников невиданными темпами роста и военной мощью.

Отсюда и ставка на возрождение промышленного потенциала США за счет роста реального сектора экономики (возвращение производств из-за рубежа), и кратное усиление военной машины (многомиллиардные вложения в оборонку). Отсюда и требование к Европе и другим «партнерам» платить Вашингтону за безопасность, и намеренное обострение конфликтов в горячих точках, которые призваны перезапустить промышленность через новые заказы оборонки и усилить зависимость стран от долларовой пирамиды, нейтрализовав альтернативные центры силы. 

На усиление расшатанной национальной экономики направлены и другие внутриамериканские инициативы Трампа (сугубо из классики капитализма), как то: попытка снижения налогов, увеличение добычи нефти и либерализация трудового законодательства в пользу работодателей. Даже стремление ограничить поток мигрантов есть не более чем возможность навести порядок в американском обществе наряду с усилением полицейского контроля.

Впрочем, многие инициативы Трампа, как уже сейчас видно, труднореализуемы, да и весь расчет на капиталистическую мобилизацию малореален, но план «Б» был принят в срочном порядке на волне тотального разочарования политикой Бушей – Клинтонов – Обамы и в страхе потерпеть крушение.

Вся нынешняя риторика и все действия Трампа исходят именно из этой задумки: угрозы КНДР, Ирану, Венесуэле, усиление военного контингента в Афганистане – все это не вызвано никакими объективными причинами, но является экстренными попытками США сохранить гегемонию. 

И когда «мистер Блеф» уверяет, что «мы не стремимся к распространению нашего образа жизни на других», это вовсе не означает отказ от глобализма – хотя бы потому что он тут же заявляет о первенстве и главенстве США. Трамп выступает за другой глобализм – не под эгидой «либерализации» и «демократизации» в виде мягкой гегемонии США, а под эгидой «Америка превыше всего», когда суверенными странами признаются только те, которые в реальности передали суверенитет Вашингтону. 

Посмотрите на значимые действия Трампа на международной арене за более чем полгода, и вы увидите везде одну и ту же манеру – блеф и агрессия, устрашение с целью подчинения «партнера».

Будь то сброшенная «мать бомб» в Афганистане, или обстрел сирийской авиабазы, или открытое вооружение Киева и строительство на Украине материально-тренировочных баз (в Львовской и Николаевской областях Украины), или провоцирование и подготовка к агрессии против КНДР.

Да, имеет место вынужденное сотрудничество с Россией в Сирии, но оно вызвано объективно безальтернативным успехом Москвы, как военным, так и политическим, после которого нет смысла держаться за ошметки «оппозиционеров». Однако генералы Пентагона не скрывают, что как только будет проведена перегруппировка сил и принят новый план по Сирии, сотрудничество прекратится. 

Между тем накал агрессивных намерений США такой, что порваться может где угодно – учитывая характер Трампа, не обязательно там, где все ждут. Здесь как раз может сыграть личностный фактор.

Президента США часто и ошибочно называют мастером сделок и прагматиком. Но Трамп в первую очередь не делец и не бизнесмен, от непосредственного управления бизнесом он давно отошел и последние годы занимался в США эпатажем публики в американских медиа: в телешоу, фильмах, сенсационных интервью.

Главным делом и продуктом для него стало создание скандального имиджа. Собственно, то же самое он демонстрирует сейчас на международной арене в ранге президента США. 

Трамп прежде всего шоумен от политики. Это, если угодно, Рейган 2.0, модифицированная его модель. Для него запустить ракету в сотни тысяч человек – не проблема, важно только иметь гарантию, что ничего не прилетит в ответ.

В последующие годы России, как и остальному миру, предстоит иметь дело с агонизирующим гегемоном, а точнее с гремучей смесью из классического империализма США, внутриэлитных раздоров Запада и авантюризма Трампа. И без того повышенная неопределенность эпохи перемен превращается в полную непредсказуемость, когда бесполезно рассчитывать следующий шаг Вашингтона.

В такой ситуации России необходимо твердо вести собственную политику и продолжать курс на достижение максимального суверенитета и выстраивание альтернативной модели мироустройства. Следует отказаться от иллюзий по поводу Трампа или любого другого лидера Запада и вести себя так же решительно и поступательно, как в Сирии, на всех геополитических фронтах.

Спешить не надо, но и сдерживать себя не стоит. Трамп оказался блефом, он таким и был изначально. Никаких ссылок на него и надежд. Впереди схватка с теми, кто по-прежнему считает себя исключительной нацией и готов ради этого проливать чужую кровь.

..............