27 июня, вторник  |  Последнее обновление — 23:48  |  vz.ru

Главная тема


Камчатка восстанавливает свои морские ворота

«памятник культуры»


В МГЮА объяснили появление доски Сталину

война против игил


Опубликовано видео снайперской дуэли с участием женщины в Ракке

новые подходы


Предложено смягчить запрет на демонстрацию свастики в России

скрытая камера


Продюсер CNN признал «полной чушью» «истории про Россию»

на высшем уровне


Трамп оказался не готов к «медвежьим объятиям» премьера Индии (видео)

Спикер Верховной рады


Парубий увидел в «Северном потоке – 2» повод для «вторжения российской армии на Украину»

армия и вооружение


Строительство подлодок типа «Лада» решено продолжить

«не останется и костей»


Тимошенко обозначила «единственную надежду на спасение Украины»

Флешмоб #Лешаправ


Сергей Худиев: Я не хочу, чтобы этих подростков, как в демократических странах, сажали за решетку

«Россия – красная»


Андрей Рудалёв: Первое место Сталина. О чем свидетельствует такой результат соцопроса?

«вокруг идеи импичмента»


Вадим Самодуров: Лидер новой украинской оппозиции уже очевиден

на ваш взгляд


Должны ли российские спецслужбы контролировать переписку граждан в интернете, как делают их иностранные коллеги (например, АНБ США)?


Для компромисса по Исаакию есть все исторические основания

Александр Чаусов, кандидат исторических наук, публицист
   27 февраля 2017, 08:06
Фото: из личного архива

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Вокруг дальнейшей судьбы Исаакиевского собора продолжаются острые споры.

Храм уже обходили крестным ходом, что логично, окружали демонстрацией с транспарантами, что, в общем, тоже понятно. И за, и против изменения его нынешнего статуса написано уже множество текстов и сказано не меньше слов.

«В 1883 году Исаакий и храм Христа Спасителя перешли, выражаясь современным языком, в «двойное подчинение»

Но последнее время раздается все больше голосов в пользу компромисса.  Вот и высокопоставленный кремлевский источник подтверждает приоритет компромиссной позиции. Так в чем же этот компромисс может состоять?

Дело в том, что Исаакиевский собор, помимо того, что он храм, он еще и музей. И в рамках нынешнего законодательства Русская православная церковь не может стать его владельцем.

Речь может идти только о пользовании. Да, безвозмездном, да, для очевидных храмовых нужд, но только пользовании.

Эта ремарка важна, чтобы понять, что с исторической точки зрения ничего, в общем-то, не должно меняться.

Исаакиевский собор, как и две предыдущие Исаакиевские церкви, со времен своего создания был, что называется, «на балансе у государства».

Только теперь, в силу законодательства и, в частности, закона «О свободе совести и религиозных объединениях», государства в судьбе Исаакиевского собора еще больше. Потому что в рамках данного закона Православная Церковь, как и любая конфессия, от государства отделена.

Понятно, что статус светского государства в России закреплен на уровне Конституции, равно как понятно, что православие, как одна из традиционных религий для России, играет в стране и в нашем обществе совершенно особую роль.

Поэтому юристам «воленс-ноленс» придется искать качественно новый формат бесконфликтного участия в жизни Исаакия и Церкви, и государства.

Тем не менее, исторический контекст позволяет понять, на чем такой компромисс может быть основан. 

Первый Исаакиевский храм строили в 1706 году, и изначально под церковь было отведено помещение большого чертежного амбара. В 1717-м было начато строительство второй Исаакиевской церкви, поскольку первая к тому моменту не вмещала всех желающих и обветшала. И его постройка, и последующий ремонт оплачивались из государственных денег (в храм били молнии, вызывая пожар).

В начале шестидесятых годов восемнадцатого века эту церковь разобрали, поскольку вода из Невы подмывала фундамент и храм было не сохранить. И тут же, в 1761 году, указом сената было инициировано строительство нового Исаакиевского собора. 

При этом стоит отметить, что сейчас государство к протестам вокруг Исаакия относится не в пример гуманнее, чем в Имперский период.

Например, в годы царствования Павла I, увидев, как собор наскоро и неуклюже «достроили», флотский офицер Акимов написал эпиграмму:

«Се памятник двух царств,

Обоим столь приличный

На мраморном низу

Воздвигнут верх кирпичный».

При попытке прикрепить листок с четверостишием на стену храма офицер был пойман. В итоге ему отрезали язык и сослали в Сибирь.

Здесь нужно оговориться, что сам собор строился очень долго, более сорока лет, перестраивался, менял архитекторов, но деньги на его строительство выделялись из государственной казны.

В итоге строительство Исаакиевского собора растянулось почти на сотню лет, с 1761 по 1858 год. Хотя в современной историографии выделяют более локальный период в последние сорок лет строительства, под руководством Монферрана.

В 1871 году храм передали из ведения Министерства путей сообщения и публичных зданий, за которым он был закреплен ранее, в ведение Министерства внутренних дел.

Здесь нужно сказать несколько слов о том, что предполагал такой «государственный статус».

Помимо казенного финансирования, над храмом осуществлялся и государственный надзор. Были должности инспектора, архитектора и целое «техническо-художественное совещание» из трех профессоров Академии художеств.

Понятно, что церковные службы при этом шли регулярно и никаких препятствий ни верующим, ни священноначалию в проведении церковных обрядов не было.

В 1883 году Исаакий и храм Христа Спасителя перешли, выражаясь современным языком, в «двойное подчинение».

Государство контролировало техническо-художественные аспекты сохранности храмов, а ведомство православного исповедания ведало храмом «в хозяйственном отношении».

Пресловутое ведомство православного исповедания было структурным подразделением Правительствующего Синода. С 1814 по 1824-й оно входило в состав Министерства духовных дел и народного просвещения, но потом само Министерство было распущено, поскольку во многом дублировало функции Синода.

Так что сказать, что Церковь храмом никогда не владела, также было бы ошибкой. Более того, были и инициативы по полной передаче Исаакия в духовное ведомство.

Так, в «Отчете М. Т. Преображенского по командировке собранием Академии художеств в Междуведомственную комиссию по Исаакиевскому собору для выяснения необходимого ремонта по зданию и исчислению потребных на то средств» можно увидеть следующее:

«При выработке названного положения был поднят вопрос о передаче обоих зданий соборов в безраздельное управление Духовного Ведомства, и Их Высокопреосвященства Митрополиты обеих столиц изъявили свое согласие принять здания соборов в свое непосредственное заведывание под ближайшим наблюдением причтов и церковных старост, находя при этом особый техническо-художественный надзор излишним. Однако энергичное выступление бывшего ректора Императорской Академии Художеств А.И. Резанова остановило эту передачу».

Важен здесь пассаж о том, что иерархи «согласились принять», а не требовали или просили передать себе. Однако это предложение так и не было принято и храмы так и остались в «двойном подчинении».

Второй раз речь о передаче ХХС и Исаакия в полное ведение Церкви зашла в 1908 году, но и тогда храмы оставили в двойном ведении. Помимо прочего, чтобы понять, какие средства нужны для ремонта зданий, были образованы комиссии, куда вошли представители четырех министерств – внутренних дел, финансов, ведомства православного вероисповедания и государственного контроля.

В общем, довольно длительный период Церковь и государство владели собором совместно. А вот когда Церковь владельцем храма быть перестала, там начались очень нехорошие вещи.

В мае 1922 года собор попал под Декрет об изъятии церковных ценностей и был фактически разорён, в том же году передан обновленцам, в 1928 году службы в Исаакии прекратились, в 1931 году там был открыт музей атеизма – и только в 1948-м он стал называться «музей Исаакиевский собор». В 1990-м в соборе были возобновлены службы.

Сейчас Исаакий полностью находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». И, что важно, в соответствии с законодательством РФ, государство в любом случае так и продолжит быть владельцем собора.

Договоренности о «безвозмездном пользовании» в России уже имели место и, в общем, неплохо работают.

Например, в таком режиме существует Софийский Собор в Великом Новгороде. В середине августа 1991 года между государством и Церковью был заключен «Акт о передаче Собора епархии в постоянное безвозмездное пользование по первоначальному назначению и для экскурсионного показа».

В течение всех этих лет в Софийском соборе проходят и литургии, и экскурсии, также выполняются и регулярные реставрационные работы. На Софийской звоннице организована отдельная музейная экспозиция. В общем, все как-то мирно уживаются. И «Новгородский музей-заповедник», и Новгородская епархия, и туристы с прихожанами и паломниками.

Возвращаясь к Исаакию, стоит сказать, что особую обеспокоенность, видимо, вызвало то, как питерские власти стремительно инициировали данные процессы вокруг собора.

Но сейчас рассматривается именно компромиссный вариант, чтобы сохранить и историческое значение Исаакиевского собора, и использовать при этом храм по назначению – для адекватных, а не «полузакрытых» богослужений. В общем, чтобы и музей с музейными работниками работал на благо общества, и чтобы доступ к Литургии для верующих был свободным.

Кстати, шум вокруг Исаакия все же послужил и на благо исторического памятника.

В СМИ всплыли замечания профессора Валерия Голода о том, что «с механической точки зрения состояние собора аварийное. Запас прочности иногда бывает от двукратного до шестикратного. Но какая часть из этого запаса исчерпана, а какая продолжает держать конструкцию? Закрывать глаза на это нельзя», и речь должна идти о проверке и возможной реставрации здания во избежание разрушения собора и прочих несчастных случаев.

Что же до судьбы храма и музея, то есть все основания предполагать, что останутся и храм, и музей, и литургии, и экскурсии. Тем более что есть исторический опыт такого «двойного ведения» и в истории самого Исаакия, и в истории других храмов в России.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Анастасия Федоренчик: Право на счастливое детство

Попытки обвинить детского омбудсмена в насаждении в стране ювенальной юстиции, что, по мнению некоторых околоправославных и околопатриотических кругов, означает чудовищное преступление, идут в последнее время волнами. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Дометий Завольский: Новые красные

Сегодня «новые красные» обнаруживают нового врага. И кое-кто из них уже заключает, что этот враг будет пострашнее загостившихся по телестудиям либералов и что именно на него возложено окончательное решение русского вопроса по какому-нибудь плану Маршалла – Даллеса. Подробности...
Обсуждение: 50 комментариев

Владимир Корнилов: Как русские хакеры британцев испугали

В Британии – очередной бешеный «скандал», связанный с русскими хакерами. Этому «расследованию» посвящена серия статей в сегодняшнем номере «Таймс», с утра все британские новости только об этом и трубят. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Виктория Федотова: «Классный» руководитель страны

У нас, «поколения миллениалов», очень смешанное отношение к этим ребятам, младше на 10–15 лет. Мы, вроде как, «настоящую жизнь» нюхали. «Поколение путинской стабильности», – свысока говорим мы, но в голосе прослеживается зависть. Подробности...
Обсуждение: 68 комментариев

Андрей Перла: Не про театр

Зачем вообще существует театр, если ты не актер, не режиссер, не театровед, не фанатичный театрал? Зачем он мне? Обывателю, рядовому гражданину? А ведь из наших налогов государство его и финансирует. А должно ли? Подробности...
Обсуждение: 71 комментарий

Елена Кондратьева-Сальгеро: Немного лета в холодной войне

Думаете ли вы, что теряете свою национальную идентичность, когда, встав ни свет ни заря и израсходовав поникшие силы в пекле рабочего дня, задыхаетесь в общественном транспорте или плавитесь в раскаленной машине? А я вот думаю о своей и сейчас скажу, почему. Подробности...
Обсуждение: 49 комментариев

Денис Селезнев: Танковая перемога

В выступлениях украинских чиновников и публикациях СМИ танк Т-84 «Оплот» быстро объявили лучшим в мире (разве что «Абрамс» сравнится, но он вдвое дороже) и пророчили победоносное шествие по рынкам. Посудите сами. Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

Вадим Самодуров: Реализм потихоньку начинает отвоевывать пространство

Из администрации президента Украины в СМИ просочился слух, что если Донбасс снова станет украинским, то восстанавливать его будут американцы. Даже не знаю, что делать – развенчивать этот слух или смеяться. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Андрей Бабицкий: Простосердечный каннибализм Светланы Алексиевич

Я просто не в силах отказать себе в удовольствии упомянуть хотя бы в двух словах о тех людоедских размышлениях, коими Светлана Алексиевич поделилась в своем уже успевшем стать знаменитым интервью с журналистом агентства «Регнум». Подробности...
Обсуждение: 213 комментариев

Анна Федорова: На следующем витке протеста людей будет еще меньше

Весной – летом 2017 года в России прошло четыре заметных массовых акции. Если обратиться к истории и посмотреть, какие митинги и демонстрации становились поворотными точками в истории страны – выясняется интересное. Подробности...
Обсуждение: 41 комментарий
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............