Пленные эльфы в застенках Российской Федерации

@ Юрий Смитюк/ТАСС

5 декабря 2017, 11:20 Мнение

Пленные эльфы в застенках Российской Федерации

В 1870-е годы эта субкультура уже отчетливо наблюдается и описана, в частности, у Достоевского. Она привела к революции – но не погибла в ее огне, а дожила до наших дней. Это субкультура, условно говоря, «пленных эльфов».

Сергей Худиев Сергей Худиев

публицист, богослов

Падение разгонного блока «Фрегат» и спутников, которые ракета-носитель «Союз-2.1б» должна была доставить на земную орбиту, вызвало массу комментариев в Сети. С технической стороны мне сказать нечего, я тут не специалист. Но комментарии занятны с точки зрения взглядов и психологии людей.

От самих по себе аварий, увы, никто не застрахован. Интересно посмотреть, как люди на них реагируют.

Недавно мне попалась в Сети какая-то англоязычная лекция по психологии, где в пример людям, склонным впадать в растерянность и уныние, приводился Илон Маск – американский предприниматель и миллиардер, подвизающийся в космической отрасли.

Как мы все знаем, иногда проекты Маска заканчивались громкими катастрофами – двигатели взрывались или происходило еще что-то непредвиденное и многомиллионные вложения исчезали в красочной вспышке.

После какой-то особенно сокрушительной катастрофы, говорилось в этой душеполезной лекции, Маск созвал своих сотрудников, изрядно приунывших и уже прикидывающих, где они дальше будут зарабатывать на жизнь, и произнес перед ними воодушевляющую речь, во-первых, поблагодарив их за усилия, во-вторых, заверив их, что если кто и сдастся после этой неудачи, то уж он-то, Илон Маск, точно не сдастся. Воодушевленные сотрудники, как сообщается, с усердием принялись за дело.

Все это подается как блистательный пример американского предпринимательского духа, со свойственной ему несгибаемостью и лучезарным оптимизмом. Вот достойный пример для подражания. Неудачи надо объявлять ценным опытом, необходимым на пути к достижениям, а людей, приунывших на фоне неудач, – ободрять и воодушевлять.

Но вот что интересно – в нашей стране многие люди, которые искренне восхищаются как лично Илоном Маском, так и всей американской культурой непробиваемого оптимизма, относятся к падению нашей ракеты совершенно иначе.

Вместо того чтобы пожелать нашим сотрудникам космической отрасли не сдаваться и употребить негативный опыт для будущих достижений, множество комментаторов в сетях изощряются в язвительной иронии, более того, принимают известие об этом провале с нескрываемой радостью, как что-то невероятно утешительное, как будто они выиграли в тотализатор огромные деньги.

В чем причина этой радости?

Это порождение определенной субкультуры, причем довольно старой – в 1870-е годы она уже отчетливо наблюдается и описана, в частности, у Достоевского в «Бесах». «Воплощенной укоризной ты стоял перед отчизной, либерал-идеалист». Или, как говорит один из персонажей романа, «но никогда Россия, во всю бестолковую тысячу лет своей жизни, не доходила до такого позора...»

Эта субкультура привела к революции – но не погибла в ее огне, а благополучно и в неизменном виде дожила до наших дней.

Это субкультура, условно говоря, «пленных эльфов», людей, уверенных, что они морально и интеллектуально на голову выше остальных сограждан, а остальные, соответственно, должны быть на голову ниже, Россия должна быть полна покосившихся изб, грязных туалетов и пьяного быдла. Править же ею должны жулики и воры.

Этот мрачный фон совершенно снимает вопрос о личной нереализованности – чего же вы хотите от меня в таком ужасном месте! Вот в Кремниевой долине я бы развернулся – а тут мой талант задавлен средой!

И вот когда оказывается, что Россия – это просто одна из стран мира, со своими проблемами и со своими достижениями, и что у России есть космическая программа, причем в этой области Россия активно сотрудничает с США и вносит значительный вклад в совместные проекты, это создает в картине мира болезненное напряжение, которое грозится ее разорвать. А как же «все украли»? А как же «все развалено»?

И что делать, если оказывается, что пока ты стоял воплощенной укоризной, другие делом занимались – строили небоскребы и линии метро, совершали научные открытия, запускали космические корабли?

Все это порождает неприятные вопросы: «А может, я вообще в жизни занимаюсь чем-то не тем? А может, я себе неправильные ориентиры поставил?»

И вот на этом фоне происходит авария. Она, конечно, не снимает сомнений, но приносит долгожданное облегчение. Ну, конечно, они там ничего не умеют! Все развалилось, все украли! Все прогнило!

При этом, конечно, аварии у того же Илона Маска не свидетельствуют о том, что «все украли» и «все прогнило». Только в России – и по причинам вполне понятным. Люди не строят свою картину мира на фактах; картина мира у них уже есть. Если в нее можно вставить какой-нибудь подходящий факт – его с радостью примут.

Но нам – всем остальным – пожалуй, не стоит принимать эту субкультуру всерьез. Они всегда будут рукоплескать любому провалу людей, которые занимаются чем-то полезным и значимым. Это единственное утешение, которое у них есть.

..............