Правильная риторическая конструкция, которой надо обучать не только школьников

@ Анвар Галеев/ТАСС

21 ноября 2017, 10:20 Мнение

Правильная риторическая конструкция, которой надо обучать не только школьников

Позднесоветская практика заметания под ковер темы нацистской войны на уничтожение и подмены ее абстрактными гуманистическими соображениями находится в прямом противоречии с современными подходами к проработке прошлого.

Александр Дюков Александр Дюков

историк, публицист, директор фонда «Историческая память», главный редактор «Журнала российских и восточноевропейских исторических исследований»

Так, давайте внесем ясность.

1. Для руководства нацистской Германии война против СССР была войной на уничтожение. Массовое истребление евреев и советских военнопленных, уничтожение голодом жителей оккупированных территорий, жестокие карательные операции были заблаговременно спланированными преступлениями против человечности. Эти преступления носили уникальный характер.

2. Инструментом осуществления нацистской войны на уничтожение были не только айнзацгруппы, подразделения СС и полиции, но и Вермахт, к тому времени уже нацифицированный.

3. Современные германские историки сделали больше, чем кто-либо, для изучения преступной войны на уничтожение и деконструкции мифа о «чистом» Вермахте.

4. Современные германские политики последовательно осуждают исторический нацизм и преступную войну на уничтожение. По отношению к современному неонацизму на восточноевропейской периферии германские политики не столь последовательны, но это к истории отношения не имеет.

5. Россияне не имеют каких-либо претензий к современной Германии и современным немцам. Это не они приходили к нам убивать. Их предки – но не они.

6. Примирение осуществляется не через концепцию «обнимемся и забудем», а через последовательное осуждение нацистских преступлений – как россиянами, так и немцами.

7. Позднесоветская практика заметания под ковер темы нацистской войны на уничтожение и подмены ее абстрактными гуманистическими соображениями находится в прямом противоречии с современными подходами к проработке прошлого, причем как германскими, так и российскими.

8. Правильная риторическая конструкция, которой надо обучать не только школьников:

«Нацистская война на уничтожение против СССР и населявших его народов является преступлением, значение памяти о котором для современной Европы невозможно преувеличить. Для России эта память носит столь же принципиальный характер, как для Израиля.

Мы не имеем никаких претензий к современным немцам, но помним о преступлениях их предков, одетых в форму Вермахта и СС.

Именно благодаря сохранению памяти о тех страшных преступлениях мы наглядно видим отличие современной Германии от Третьего Рейха и можем спокойно взаимодействовать с ней, несмотря на тактические разногласия».

9. Несомненным позором является то, что в России до сих пор нет мемориального комплекса, посвященного памяти жертв нацистской войны на уничтожение.

Позорно отсутствие списков сожженных деревень, нацистских концлагерей и гетто, позорно отсутствие соответствующих образовательных программ для школьников и студентов. Если бы этой работой занимались вместо бесконечной и бездарной «монументальной пропаганды» – сегодняшнего скандала могло бы не быть.

Источник: Блог Александра Дюкова

..............