14 июля, вторник  |  Последнее обновление — 09:33  |  vz.ru
Разделы

Россия и Европа должны ответить Эрдогану за Святую Софию

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Реджепа Эрдогана нужно наказать за изменение статуса Святой Софии. И даже не за то, что он покусился на памятник ЮНЕСКО – а за то, почему он покусился. Если не дать турецкому султану по рукам сейчас, то потом придется тратить на это гораздо больше сил. Подробности...

Решение Верховного суда круче возвращения Крыма

Дмитрий Гололобов, адвокат, приглашённый профессор университета Вестминстер
Верховный суд РФ постановил, что россияне вправе подавать иски к Facebook в российских судах. С учётом того, что это всё автоматически распространится на Instagram, Twitter и прочие, по сути дела, это новая попытка «возвращения» Крыма, даже ещё и круче. Подробности...

Хабаровское дело – привет из 90-х

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Заказчиками и организаторами мероприятий в поддержку Фургала являются не консолидированные хабаровские элиты, а их часть – причем очень специфическая. Та самая, что родом из бизнеса «святых 90-х». Подробности...

    Награждена обладательница самой большой груди Украины

    Забавная акция прошла на Украине – было присуждено звание обладательницы самой большой натуральной груди в стране. Звание это получила уроженка Полтавской области Мила Кузнецова, судьи зафиксировали у нее 13 размер груди
    Подробности...

    Зоопарки мира открываются после снятия карантина

    О том, что жизнь на планете продолжается, несмотря на пандемию и глобальные проблемы, лучше всего напоминают фотографии недавно появившихся на свет детенышей. К примеру, этого милого медвежонка-панды из берлинского зоопарка
    Подробности...

    Ужесточение карантина вызвало в Сербии беспорядки

    Массовые беспорядки произошли в Сербии – протестующие против карантинных мер жители Белграда попытались взять штурмом парламент страны. Они недовольны, в частности, планами ввести комендантский час
    Подробности...

        Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
        НОВОСТЬ ЧАСА:Золото стало приносить России больше дохода, чем газ

        Главная тема


        Галина Хованская: Для людей с невысоким доходом нужно строить наемные дома

        транзит газа


        Объявлено о приостановке газопровода «Северный поток»

        «мир не позволит»


        США запретили Китаю распоряжаться Южно-Китайским морем

        защита от вируса


        Секрет иммунитета к COVID-19 ученым из России подсказали летучие мыши

        Видео

        разведка и контрразведка


        Зачем Египет внедрил шпиона в правительство ФРГ

        последствия карантина


        Коронавирус поставил Израиль на грань экономической катастрофы

        массовые беспорядки


        Сербы устроили коронавирусный майдан

        не ЦРУ и не Моссад


        Почему чешская разведка так ценится Штатами в работе против России

        воздушное сражение


        Тимур Шерзад: Почему битва за Британию была важна для СССР

        стэнфордский эксперимент


        Игорь Мальцев: Человечество пошло по пути мышей

        полное освобождение


        Андрей Бабицкий: Все идет под нож ради свободы

        викторина


        Как мировые лидеры выглядели в детстве?

        на ваш взгляд


        Кого Россия должна поддержать в конфликте между Азербайджаном и Арменией?


        Прекрасное далеко или черное тире

        Татьяна Шабаева, журналист, переводчик
           1 сентября 2016, 12:20
        Фото: facebook.com/tatiana.shabaeva

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Американский юрист и правозащитник Кларенс Дэрроу вспоминал собственную школу так: «В школе были по меньшей мере два дня, которые делали нас настолько счастливыми, насколько это возможно. Один из них был первым днем учебного года, а другой – последним».

        «Школа воспитывает то, что для нее всего удобнее: конформизм»

        Речь идет о второй половине XIX века, но и сейчас многие поймут это настроение. Две даты и тире между ними – так герой Вячеслава Тихонова, учитель истории из фильма «Доживем до понедельника», определял то, что остается в памяти от большинства живших людей.

        Когда я и люди моего поколения учились в школе, там было много чего нельзя – и на удивление много можно. Нельзя без школьной формы. Нельзя выбрать профиль обучения, даже если ты трепетный гуманитарий и в свои четырнадцать «точно знаешь», что алгебра с физикой тебе не понадобятся.

        Но зато на переменах выходить из школы – можно. Без электронного пропуска в школу заходить. Выгонять бузотера-ученика учителю из класса – и то можно. Никакой тебе безопасности.

        А сегодня в школе с порога можно увидеть плакат, как следует себя вести, если тебя захватили террористы. И там непременно напишут, что сопротивляться террористам нельзя никак, ни в коем случае. Надо быть как можно более смирным и надеяться, что тебя спасут.

        Интереснее всего, что такой школу сделали те, кто учился в другой, прежней школе. Кто читал книжки про отвагу и борьбу, про самоотверженность и честь. И про пионеров-героев – обязательно.

        Выходит, все это было менее важно по сравнению с тем, что в общем и целом школа воспитывает конформизм. А может, это правильнее назвать навыками выживания в агрессивной среде?

        Школа –это отражение нашего общества (фото:Тушин Антон/ТАСС)
        Школа – это отражение нашего общества (фото:Тушин Антон/ТАСС)

        На днях в газете ВЗГЛЯД была опубликована статья бывшего учителя Андрея Зайцева «Что нам должна школа?». Он пишет там, что школа – «просто место, где учитель и ученик обмениваются информацией», ну и вскользь упоминает, что это также «прекрасное место для социализации».

        Я бы поставила социализацию на первое место – вот почему. Эта функция сложнее и проще: с одной стороны, она исполняется всегда – даже если вовсе ее игнорировать, даже обычным самотеком.

        А с другой стороны, как-то осмысленно ее регулировать – гораздо труднее, чем обучающую. Труднее уже с точки зрения цели – «чего хотим добиться?» В обучении – знаний, умений и навыков, это понятно. И даже дети, которые ненавидят школу, приобретают в ней знания, и иной раз не хуже своих более счастливых сверстников, а лучше.

        А как в социализации? Каким должен быть на выходе из школы молодой человек? Ответственным и самостоятельным? Послушным? Яркой индивидуальностью с собственным мнением обо всем? Исполнителем с привычкой к методичному труду? Общительным и раскованным? Сдержанным и знающим четкие поведенческие рамки?

        Как правильно? Мы не знаем. Но фактически школа воспитывает то, что для нее всего удобнее: конформизм.

        Иногда – вполне откровенно, с громкими речами про служение государству. Иногда – лукаво, с заявлениями прямо противоположными, про самостоятельность мышления и творческое раскрепощение индивидуальности. Но все равно конформизм.

        Лично знаю недавний случай в одной из самых лучших московских школ, где учитель литературы сперва задала сочинение про учителя (не любимого, а просто на выбор) – а потом публично раздраконила сочинение, которое посчитала неэтичным, и устроила публичное голосование: «поднимите руки, кого оно оскорбляет». И весь класс умненьких ребят, которые перед уроком читали это сочинение и покатывались со смеху, – поднял руки.

        Классная руководительница – молодая женщина, обучавшаяся в той же школе, у той же учительницы – посчитала, что это совершенно нормально, и возложила всю ответственность на ребенка, написавшего сочинение.

        А с другой стороны – ведь это и правильно, да? Если уж в жизни нередко приходится лицемерить, пожалуй, этому искусству надо начинать учиться пораньше? И, так сказать, жить в коллективе. С волками жить – по-волчьи…

        То есть нет, я хотела сказать про чужой монастырь и свой устав. Он, этот устав, в лучших школах не менее, а более жесткий, чем «в обычных».

        Это, быть может, и нормально, если не считать того, что представители подобных школ почему-то не говорят этого прямо, а напротив, очень увлеченно рассуждают про свободомыслие и творческую личность и сами себе присваивают право определять, где свободомыслие заканчивается, а начинается «антисемитизм», «ксенофобия» или «посягательство на свободу творчества». И вот это – как ни крути – очень скверно.

        Но мы что-то много говорим про школу дурного, а в ней ведь есть хорошее? Между этими двумя датами – началом школы и ее окончанием? Очень даже есть!

        И опять же: из хорошего редко вспоминается процесс приобретения знаний. Чаще – она, социализация. У меня с шестого по одиннадцатый был на редкость хороший класс и не было затруднений с учителями и знаниями, но спроси меня, что хорошего я помню из школы, – и я вспомню поход «без взрослых» в лесопарк, где в тот год на редкость буйно цвели весенние адонисы…

        Да вдобавок совсем дикий случай, как наш класс тренировался эвакуировать на носилках раненого (на скорость!), и наши ребята на финише швырнули эти носилки вперед, отчего «раненый», пролетев по воздуху, основательно шлепнулся на землю… но остался весьма доволен, потому что мы – победили! Ну, явная же глупость – а до сих пор смешно…

        Школа – это тонкий звучащий инструмент, настройке почти не поддающийся. Ведь не взрослые же высадили в лесопарке те адонисы, и не взрослые отрепетировали с нами тот маленький глупый триумф. Взрослые хотели чего-то другого, умного и неслучайного. Умное и неслучайное почему-то не очень вспоминается.

        Венгерский математик и популяризатор науки Дьердь Пойа говорил, что в деле обучения не так уж важно, какова на самом деле ваша точка зрения: гораздо важнее то, есть ли у вас вообще какая-нибудь точка зрения или ее у вас вовсе нет…

        «Единственные принципы, которые я отвергаю полностью,  это принципы, которым проповедующее их лицо само не следует».

        И с этим вполне можно согласиться – с той лишь оговоркой, что какие-то принципы проповедовать легко и удобно, а за какие-то можно загреметь по 282-й статье. А мы ведь не хотим, чтобы это произошло с нашими детьми?

        Нет, для своих детей мы хотим только хорошего. И школа дает нам то, что мы хотим. Она – отражение нашего общества. Осмотрительного, приспосабливающегося, боящегося террористов и вообще – всяких таких вывертов.

        Слегка просевшего в своей тяге к знаниям, но в глубине души все же верящего, что они – сила. Или хоть не сила, но, по крайней мере, основание для материального благополучия.

        А значит, все идет по плану, даже если плана не существует. Полет нормальный. Сегодня он начался снова.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях


        Другие мнения

        Россия и Европа должны ответить Эрдогану за Святую Софию

        Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
        Реджепа Эрдогана нужно наказать за изменение статуса Святой Софии. И даже не за то, что он покусился на памятник ЮНЕСКО – а за то, почему он покусился. Если не дать турецкому султану по рукам сейчас, то потом придется тратить на это гораздо больше сил. Подробности...

        Решение Верховного суда круче возвращения Крыма

        Дмитрий Гололобов, адвокат, приглашённый профессор университета Вестминстер
        Верховный суд РФ постановил, что россияне вправе подавать иски к Facebook в российских судах. С учётом того, что это всё автоматически распространится на Instagram, Twitter и прочие, по сути дела, это новая попытка «возвращения» Крыма, даже ещё и круче. Подробности...

        Хабаровское дело – привет из 90-х

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Заказчиками и организаторами мероприятий в поддержку Фургала являются не консолидированные хабаровские элиты, а их часть – причем очень специфическая. Та самая, что родом из бизнеса «святых 90-х». Подробности...

        Место человека с ружьем заняла пенис-вумен

        Алексей Алешковский, сценарист
        Людей может возбудить всё что угодно. В особенности это заметно по социальным сетям. Второе полугодие в русском поэтическом мире началось с побоища стенка на стенку, поводом для которого послужила публикация стихотворения Галины Рымбу «Моя вагина». Подробности...

        Медиастарцы как продукт времени и пиара

        Святослав Шевченко, Председатель комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии
        В новой реальности наличие у монаха спичрайтера или пресс-секретаря – дело не самое обычное, но уже не редкое. Беда в том, что именно спичрайтеры «делают» из некоторых священников медиастарцев. Подробности...

        Мечеть в Святой Софии стала символом пост-секулярного мира

        Андрей Тесля, кандидат философских наук, БФУ им. И. Канта (Калининград)
        То, что было храмом, затем мечетью – становилось музеем. Торжеством науки, культуры и искусства. Эры знания – и знания, дарующего силу. Все это теперь – не то, чтобы пустые слова, но слова, явно не имеющие былой убедительности. Подробности...

        Русские Украины могут получить шанс на самоорганизацию

        Павел Волков, публицист
        «Гэть от России» – это вектор всей нынешней украинской политики, развернуть который пока не представляется возможным. Но если предположения верны, через время русские и русскоязычные граждане Украины смогут отстаивать свои права как нацменьшинства. Подробности...
        Обсуждение: 8 комментариев

        Святая София стала символом грядущих больших перемен

        Глеб Простаков, бизнес-аналитик
        Только что Госсовет Турции лишил собор Святой Софии статуса музея. Теперь православный храм снова будет превращен в мечеть. Эрдоган поставил турок перед выбором, с кем они мысленно – с ним или с покойным создателем современной Турции Ататюрком. Подробности...
        Обсуждение: 13 комментариев

        Человечество пошло по пути мышей

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Самцы вообще отказались от социальной борьбы и функций, и занимались только наведением красоты и чистоты шкурки, сном, едой и, по некоторым данным – однополым сексом. И в принципе стали неспособны на сильное и сложное поведение. Подробности...
        Обсуждение: 35 комментариев

        Почему битва за Британию была важна для СССР

        Тимур Шерзад, журналист
        80 лет назад, 10 июля 1940 года, в английском небе разгорелось напряженное многомесячное воздушное сражение. Взгляды всего мира к нему приковывал не только его размах, но и значение результата – успех или провал немецкого воздушного наступления определял путь, по которому пойдет Вторая мировая война. Подробности...
        Обсуждение: 28 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............