Кто в президенты крайний?

@ из личного архива

16 декабря 2016, 12:50 Мнение

Кто в президенты крайний?

«Альтернативные кандидаты» в президенты уже начали своеобразную подготовку к новогодним праздникам и выборам: среди них и эколог, и бывший бизнесмен, и даже кот. Но если разбираться подробнее, то вылезают совсем нешуточные подробности их кампании.

Александр Чаусов Александр Чаусов

кандидат исторических наук, публицист

В последние дни в околополитических кругах или кругах, считающих себя политическими, обозначился тренд на выдвижение «альтернативных кандидатов» в президенты. Начал его Алексей Навальный, который о таких планах заявил. Кстати, он был вторым, после Григория Алексеевича Явлинского, заявление которого после «фантастических» результатов «Яблока» в думской кампании тоже было воспринято с некоторым недоумением.

Про «кота Барсика», извините, ничего сказать нельзя. Не сидел, не привлекался и вообще кот

Но Навальный, который сделал свое заявление практически со скамьи подсудимых, в рамках очередного пересмотра дела «Кировлеса», кажется, действительно что-то «надломил» в общественном восприятии. Потому что после его заявления практически сразу же аналогичные заявления посыпались отовсюду.

Первой высказалась Анастасия Удальцова, в том смысле, что «если Навальному можно, то почему Сергею Удальцову нельзя?». Позднее она признала, что это была шутка, потому что он не может – у него судимость.

Следом объявил о своих президентских амбициях некий эколог-активист, советник мэра Балашихи Анатолий Баташев. Кстати, кто это? Единственное, что про него известно, что он «защитник Кучинской березовой рощи» и «один из самых успешных экологических активистов».

Далее в СИЗО «Матросская Тишина» проявился Сергей Полонский, который через адвокатов передал, что будет выдвигаться на президентский пост. И если станет главой государства, то «уволит всех нынешних судей, объявит конкурс на должность судьи и разрешит участвовать в нем адвокатам».

Полонского, по словам его защитников, «все в СИЗО поддержали». Отдельно высказался Белов-Поткин, который сидит в той же «Матросской Тишине». Высказался, естественно, в рамках всесторонней поддержки.

И финальным аккордом, пока финальным, судя по нарастанию градуса безумия, стало объявление о том, что баллотироваться на пост президента РФ будет «народный мэр Барнаула кот Барсик», который, как выяснилось, уже побеждал Навального по итогам каких-то интернет-голосований, имеет свою «виртуальную партию» и «критикует политические решения козла Тимура».

Со стороны это все, конечно, напоминает форменный балаган и своеобразную подготовку к новогодним праздникам. Вот в таком, политическом ключе. Но если разбираться подробнее, то вылезают совсем нешуточные подробности.

Например, тому же Навальному, по словам Леонида Волкова, насобирали уже до 13 декабря 2,6 миллиона рублей на кампанию. Только есть нюанс – Навальный пока не зарегистрирован в качестве кандидата. А это значит, что вот за эти миллионы ему не нужно отчитываться. Тем более что отчитаться будет проблематично: часть средств была переведена биткоинами, «интернет-деньгами».

При этом понятно, что теперь то же разбирательство по «Кировлесу» для Алексея Анатольевича заиграло новыми красками. В случае признания законности приговора судов прошлых инстанций Навальный начнет всем рассказывать, что на него оказывается политическое давление и вообще ведутся репрессии.

Видимо, похожую операцию решил провернуть и Сергей Полонский, который сидит в «Матросской Тишине» по обвинению в мошенничестве. Суд над ним идет, и, видимо, переключить этот процесс в «политическое русло» скандальному предпринимателю показалось удачной идеей. Про «кота Барсика», извините, ничего сказать нельзя. Не сидел, не привлекался и вообще кот, но степень абсурдности в данном случае весьма показательна.

Здесь, конечно, можно сказать про то, что все эти процессы могут вызвать делегитимизацию самого института президентских выборов. Однако происходит другой, куда более интересный процесс. Повестка грядущих выборов разделилась надвое.

Есть все эти «альтернативные кандидаты» со своими целями, шутками и прочими заявлениями: некий сегмент абсурда, который является своеобразным довеском к основным политическим процессам, которые еще не начались.

А когда начнется «серьезная часть выборов», то будут участвовать «нормальные кандидаты», нормальные программы, заявления, и преследовать они будут сугубо политические цели. То есть это президентство ради президентства, а не чтобы выйти из СИЗО или «соскочить» с обвинения в мошенничестве.

В принципе, если говорить глобально, то у либеральной оппозиции все же получилось создать «другую Россию». Только эффект оказался, как всегда, неожиданным и болезненным для самих оппозиционеров. По сути, эта их «другая Россия» являет собой политическое и информационное гетто. Со своими процессами, тенденциями, своей повесткой.

Но все это работает и важно только для исчерпывающего меньшинства. Большинство смотрит на всю нынешнюю «либеральную возню» как на странный балаган на отшибе информационного поля страны.

Российское общество либо вообще не интересуется тем, кто там кого выиграет, Полонский Навального или Навальный кота Барсика, либо рассматривает все это как неформальное начало «новогоднего карнавала». Эти люди не рассматриваются в качестве «нормальных» кандидатов в нашем социуме. В том самом хмуром, серьезном и где-то даже скучном «путинском большинстве».

Зато внутри вот этой самой «другой России» началась активная движуха, сопряженная уже и с неплохими деньгами. Но это «их» не наши процессы, их, а не наши политические маневры.

И вот в этом отношении «мода на президентские амбиции» в конце 2016 года стала своеобразным индикатором состояния российского общества и российского же большинства. Кажется, границы «либеральной политической секты» окончательно обрели свои зримые очертания и были приняты как данность и российским большинством. Что ж, оппозиция шла к этому годами. У них наконец получилось.

Но вот обрадуются ли они результату – это, конечно, очень интересный вопрос. Особенно в плане дальнейших общественно-политических перспектив.

..............