Взгляд
8 октября, суббота  |  Последнее обновление — 00:27  |  vz.ru
Разделы

Мир вполне созрел для борьбы с неоколониализмом

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Может ли неоколониальный порядок быть разрушен без коллапса всей глобальной системы? Полностью – нет, поскольку это потребовало бы потрясений новой мировой войны, в которой никто не заинтересован. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

ОПЕК+ ставит на победу республиканцев в США

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Решение ОПЕК+ о сокращении квот демонстрирует, как быстро незападный мир вновь обретает реальную независимость. А как больно эта независимость бьет по дряхлеющему Западу. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Мы – вместе. И у нас все получится!

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
У нашего народа есть свой козырь в виде самого опытного в мире национального лидера Владимира Путина, под руководством которого он прошел за последние два десятилетия через такое количество кризисов и вызовов, что другим странам хватило бы на пару веков. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Россиянка Анна Кикина отправилась к МКС на корабле Crew Dragon

В среду россиянка Анна Кикина в составе интернационального экипажа отправилась к Международной космической станции (МКС) на американском корабле Crew Dragon. Пуск произошел с космодрома на мысе Канаверал. Это второй полет в рамках соглашения Роскосмоса и НАСА
Подробности...

Оба газопровода «Северный поток» выведены из строя

На газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены три утечки газа. Европейские чиновники считают диверсию одной из наиболее вероятных причин повреждения. В Швеции сообщили о двух мощных взрывах в районах ЧП
Подробности...

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Украина обстреляла Белгородскую и Курскую области

    Главная тема


    Спецоперация вывела на чистую воду «русских политиков» Латвии

    последние кадры


    Появилась съемка американских наемников под Запорожьем с камеры одного из погибших

    отказы системы


    Спутниковый интернет Маска Starlink перестал работать у ВСУ

    «северные территории»


    Зеленский объявил Курильские острова «оккупированными»

    Видео

    интервью пастора из США


    «Отношение российского президента к христианским ценностям нравится многим в США»

    нехватка газа


    Польша начала борьбу против Германии за энергоресурсы

    превентивный ядерный удар


    Зеленский дал спецоперации новую цель

    гражданские подрядчики


    Кто и как может улучшить снабжение армии

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    национальный лидер


    Ирина Алкснис: Мы – вместе. И у нас все получится!

    сокращение квот


    Глеб Простаков: ОПЕК+ ставит на победу республиканцев в США

    коллапс системы


    Тимофей Бордачёв: Мир вполне созрел для борьбы с неоколониализмом

    на ваш взгляд


    Стоит ли в ответ на запрет на Украине российской музыки ввести аналогичные меры против украинской музыки в России?
    Иван Зацарин

    Новые трудности аграрной сверхдержавы

    Иван Зацарин: Новые трудности аграрной сверхдержавы
    Иван Зацарин
    обозреватель «История.РФ»
    4 октября 2016, 22:00

    Хотя Джеффри Пайетт больше не посол США на Украине и не руководитель ее колониальной администрации, но дело его живет и побеждает. 

    Мало приехать к милым туземцам и указать им путь к процветанию

    «Украина должна стать сельскохозяйственной сверхдержавой» – установку никто не отменял. И акцент на слове «должна» тоже. Однако Пайетт, похоже, забыл, с кем американцы имеют дело. 

    Для начала немного статистики. 

    Сегодняшний уровень зернового экспорта Украины (39,5 млн тонн в 2015/2016 маркетинговом году) был таким не всегда. В начале 2010-х он колебался в районе 12–14 млн тонн, в 2012/2013 м. г. вырос до 22,8. 

    В 2013/2014 маркетинговом году (длится с начала июля по конец июня) он резко прыгнул до 32,4 млн тонн, а новом году эксперты ожидают взятия рубежа в 40 млн.

    Причины такого взрывного роста понятны – если Янукович последовательно расширял экспортные квоты, то новая власть отменила их в принципе.

    Еще при прежней власти Украина начала получать от экспорта аграрной продукции больше, чем от черной металлургии, но с тех пор, как видим, догнали и перегнали.

    Казалось бы – ну что такого, какая разница, с чего жить? Однако штука в том, что структура экспорта со временем начинает в буквальном смысле менять облик страны. 

    Фото: из личного архива

    Цоб-цобе, скрип колеса, Чумацкий шлях – вот  это вот все (фото: Gleb Garanich/Reuters)

    Цоб-цобе, скрип колеса, Чумацкий шлях – вот это вот все (фото: Gleb Garanich/Reuters)

    Почти двукратное увеличение экспорта зерна за четыре года означает, что оно начинает постепенно замещать другие грузы в портах. И это действительно так.

    Ставки за перевалку зерна на Украине – самые высокие в Европе (до 20 долл./тонна), но трейдеры все равно платят. А в портах как грибы растут зерновые терминалы. 

    Но чтобы зерно попало в порт, его туда нужно на чем-то привезти. И вот тут начинается веселье. 

    В украинские порты зерно попадает по железной дороге (примерно две трети грузов) и автотранспортом (оставшаяся треть). 

    Украинская железная дорога сегодня переживает нелегкие времена. Ее главная проблема – нехватка подвижного состава. Бизнес бьется за вагоны, но без особого толку: не хватает девяти тысяч штук, и взять их неоткуда. 

    Но с начала лета правительство преподнесло сюрприз – начало борьбу за соблюдение весовых норм на дорогах. А это, насколько можно понять, больная тема.

    Трейдеры давно привыкли гонять зерновозы с перегрузом в два – два с половиной раза. Посты на дорогах, конечно, можно объехать, уговорить, купить. Но хитрое правительство поставило их на въезде в порты. Вызвав тем самым форменную истерику.

    «Такие решения необходимо принимать, когда есть понимание, как именно будет перевезен груз. Иначе это – во вред. Экспортный сезон срывается. На железной дороге сейчас не хватает вагонов для перевозки, а на реке – флота». Это президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко негодует.

    Ну, флот особо не спасет, на Украине только собираются возрождать грузовое судоходство по Днепру, лишь 5% от объема зерна сегодня возят по реке. 

    А в остальном оценка верная. Вагонов нет, автодороги разбиты за прошлые годы бодрого экспорта – ведь каждый раз нагрузка росла. А сегодня наконец наступает похмелье. 

    О чем вообще вся эта история? 

    О том, что мало приехать к милым туземцам и указать им путь к процветанию: «Белым господам нужны ваши бананы, или что вы там выращиваете. Зерно? Вот и обогащайтесь!»

    Мало привлечь и инвестиции на постройку зерновых терминалов. Это все помогает прикормить элиту, вечно благодарную за то, что ее бизнес встроили в глобальную систему разделения труда.

    Но тысячи вагонов никакой Пайетт из кармана не достанет. И дороги, разбитые зерновозами, не отремонтирует. 

    Для всего этого аграрной сверхдержаве нужна промышленность. А промышленности нужны рынки, в том числе и внешние, которые уж точно никакой добрый заокеанский дядя не обеспечит.

    Вроде бы ситуацией должны обеспокоиться в мининфраструктуры Украины?

    Так точно.

    За последние несколько месяцев там подписали меморандумы о сотрудничестве с четырьмя производителями железнодорожного транспорта: GE, Bombardier, Siemens, Pesa. 

    Зачем сразу столько, да и вообще, разве на Украине локомотивы и вагоны делать разучились? 

    О-о-о, нужно знать местную специфику! Чем больше конкурентов, тем выше шансы, что в министерство придут «ходоки» с предложениями, от которых невозможно отказаться. А бизнес как-нибудь перебьется. 

    Ситуация же на самом деле патовая. Отменить контроль – добить дороги. Оставить контроль – не будет валютной выручки, которая держит курс гривны. А подстраховать ни железнодорожники автоперевозчиков не могут, ни наоборот, потому что кроить тришкин кафтан дальше некуда. 

    Россия и сама активный экспортер зерна, причем в соотносимых объемах – в 2016/2017 м. г. эксперты прогнозируют 40 млн тонн, поэтому удобно сравнивать. И сравнение тут не в пользу Украины. 

    Во-первых, с доставкой в порты проблем нет.

    Во-вторых, эксперты еще два года назад отмечали, что из-за повышенных рисков украинские поставщики будут вынуждены заключать контракты с дисконтом. 

    Тогда это происходило из-за начала боевых действий в Донбассе и трагедии 2 мая в Одессе. Международный бизнес – штука тонкая, но простая: «В Одессе случилось что-то плохое? Одесса – порт, где мы берем зерно? Срочно ищите другие порты в том же регионе». Чехарда с вагонами эту ситуацию только обновит.

    В-третьих, ажиотажа по поводу весового контроля в РФ не возникает, тут он давно действует.

    В-четвертых, российские производители имеют возможность придерживать (и придерживают) урожай до повышения цен, упавших сейчас примерно до 170 долл./тонна из портов Черноморского региона.

    Но даже при таких низких ценах маржа российских производителей выше из-за разницы в стоимости ГСМ и удобрений.

    А ведь некогда Украина была крупнейшим экспортером удобрений, однако в последние годы из-за политики «Нет российскому газу!» сама вынуждена их частично импортировать. Из России, конечно, откуда же еще. 

    Ну и, конечно же, главное. Обе страны поставляют на мировой рынок соотносимые объемы зерна. Почему в одной транспортная инфраструктура рассыпается, а во второй – нет?

    Если коротко – потому что в одной есть государство, обновляющее дорожное полотно и контролирующее качество работ, регулирующее оборот ж/д вагонов так, чтобы вовремя менять транспорт с истекающим сроком эксплуатации.

    В другой же понятие «государство» существует только номинально. А прикрывается эта номинальность химерами вроде «аграрной сверхдержавы».

    Стоит напомнить, что первая на территории нынешней Украины железная дорога была проложена в Одессу из городка Балта именно для того, чтобы облегчить экспорт зерна из Российской империи.

    Теперь, когда империи на этих землях не стало, созданную ею инфраструктуру ждет печальное будущее. 

    В общем, ключи от аграрной сверхдержавы традиционно пылятся в Москве: без промышленности, ориентированной в т. ч. на Россию, поддержание экспортной инфраструктуры будет стоить все дороже. 

    Киев же пока продолжает думать, как бы ничего не делать, но чтобы все само собой наладилось. Да так, чтобы еще и украсть на этом, и заработать. 

    А само ведь не наладится, ну разве что придется зерно волами в порты возить, как было до того, как русские построили железную дорогу. Цоб-цобе, скрип колеса, Чумацкий шлях – вот это вот все.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •