Порошенко между Сциллой и Харибдой

@ из личного архива

29 января 2016, 16:35 Мнение

Порошенко между Сциллой и Харибдой

Происходящее сейчас на Украине нельзя воспринимать как согласованную аферу, цель которой – затянуть или сорвать выполнение Минских соглашений. За действиями Рады и заявлениями политиков стоит внутриэлитный конфликт.

Вадим Самодуров Вадим Самодуров

гендиректор Агентства стратегических коммуникаций

Значительная часть политически активной российской аудитории наконец вздохнула с облегчением. Причины, казалось бы, очевидны, и поводы вроде бы есть. После успешных переговоров по урегулированию кризиса на Украине представители американского руководства заявили о предстоящей скорой отмене санкций в отношении России.

Украина сейчас не в том положении, чтобы выдвигать какие-то собственные условия

Украина вроде бы согласилась на особый статус Донбасса, что означает прекращение войны и российского участия в ней в том или ином формате.

Да и жители республик адекватно восприняли эту новость. В издерганном кризисом и ощущением надвигающегося коллапса общественном сознании россиян наступило временное затишье. И «ястребы», и «голуби» благоразумно воздержались от резких заявлений.

Однако благостное ощущение наступившего мира и успешного разрешения всех проблем России, связанных как с Донбассом, так и с отношениями со всем остальным миром, крайне обманчиво.

За тот продолжительный период, что идут переговоры контактной группы в Минске, у всех, кто следит за развитием событий, была возможность изучить логику и психологию поведения официального Киева. Тем более что она весьма незамысловата.

Даже достигнув соглашения по тем или иным вопросам в ходе минских встреч, Киев всякий раз пытается уклониться от выполнения своей части обязательств. Либо трактует достигнутые договоренности не в соответствии с буквой документов, а исключительно в соответствии с собственными, не всегда адекватными, представлениями.

То же самое происходит и сейчас, несмотря на то, что в процесс по принуждению Украины к урегулированию конфликта в Донбассе и предоставлению особого статуса этой территории активно включились США.

Так, на выходных Петр Порошенко заявил, что конституционная реформа на Украине будет проведена только в том случае, если в зоне АТО наступит длительное перемирие, все пленные окажутся на свободе, российско-украинская граница перейдет под контроль ОБСЕ, а результаты выборов 2 ноября 2014 года отменят.

То есть если всего вышеперечисленного не будет, то и выборов в Донбассе не будет. А насколько возможно выполнение всех этих «если», президент Украины не сообщил. Но это только малая составляющая очередного акта той исторической драмы, которая второй год происходит на Украине.

Ранее голосование по изменениям в Конституцию Украины было провалено Верховной радой, поскольку депутаты не смогли собрать 300 голосов за. Сами нардепы отправили представление в Конституционный суд с просьбой притормозить голосование, а премьер-министр Арсений Яценюк предложил вынести вопрос о конституционной реформе на всенародный референдум.

Инициативу главы украинского правительства поддержал в своем «Фейсбуке» министр иностранных дел Арсен Аваков, но потом идея о плебисците как-то «заглохла». И хотя киевские парламентарии спешно поменяли собственный регламент, чтобы дать себе еще полгода на то, чтобы принять согласованные поправки, но тем самым они не только загоняют Порошенко в тупик, но и создают условия для продолжения кризиса на Украине.

Ведь всем понятно, что «замороженный конфликт» стабилизацию и оздоровление не принесет: он по-прежнему будет источником раскола общества, огромной нагрузкой на дырявый бюджет, причиной дальнейшего разрушения экономических связей как с Россией, так и с республиками Донбасса.

А кроме того, все больше будет способствовать охлаждению к Украине западных партнеров, которые от войны устали и решительно настроились на окончательное решение «украинского вопроса».

Украина сейчас не в том положении, чтобы выдвигать какие-то собственные условия. Порошенко никогда и не был политическим субъектом, а его американские кураторы явно больше не настроены на затягивание конфликта на Юго-Востоке.

Именно поэтому происходящее сейчас на Украине нельзя воспринимать как очередную согласованную аферу, цель которой – затянуть или сорвать выполнение Минских соглашений. За действиями Рады и заявлениями украинских политиков стоит реальный внутриэлитный конфликт.

Скорее всего, ряд украинских политиков, в том числе, видимо, и премьер-министр Арсений Яценюк, и ряд деятелей меньшего масштаба, активно используют патриотическую риторику с целью самим занять президентское кресло. Украина уже второй год находится в состоянии перманентного Майдана.

Протестуют радикальные националисты, бойцы территориальных батальонов, «герои АТО», регулярно проходят акции социального характера, народ возмущает безработица и рост цен. Экономика страны находится перманентно в преддефолтном состоянии, а в неудачах в ходе «антитеррористической операции» патриотически настроенная часть украинского общества все больше и чаще обвиняет власть.

Порошенко сейчас находится между Сциллой мирового сообщества и Харибдой настроений наиболее реакционной и алчущей власти частью украинской элиты. В этой ситуации свержение Порошенко является вполне реальной перспективой. Безусловно, приход к власти на Украине более радикальных политиков стал бы весьма неприятной перспективой для России.

О перспективах ДНР и ЛНР в этой ситуации даже говорить не приходится. При всей кажущейся мрачной фантастичности такого сценария полностью исключать его нельзя. (События 2014 года в Киеве тоже мало кто мог себе представить.)

Но, судя по тем заявлениям, которые сделал 27 января Борис Грызлов, о том, как Россия представляет себе особый статус Донбасса, российское политическое руководство наконец выработало четкую «дорожную карту» по этой проблеме.

И независимо от того, как будут развиваться события внутри Украины, у России есть понимание, как вести себя при любом варианте развития событий. Что нужно сделать для того, чтобы украинские депутаты пришли в чувство и поддержали конституционную реформу? Это большой вопрос.

И это вопрос не к России, а к западным партнерам Украины, которые считают ее сферой своих геополитических интересов. Возможно, для этого потребуется еще один визит Джо Байдена или какого-то другого политика.

Возможно, будут найдены какие-то весомые аргументы или хорошие стимулы, которые позволят убедить депутатов голосовать, руководствуясь интересами страны, а не собственным фанатизмом и амбициями.

Урегулирование кризиса на Украине и предоставление Донбассу особого статуса, безусловно, может еще столкнуться с очень серьезными проблемами, но для Украины выполнение своей части Минских соглашений неизбежно. С Порошенко или без.

Любая пьеса, какой бы драматической или даже трагической она ни была, развивается по определенным законам жанра. И финал так или иначе предсказуем. Затянувшаяся украинская драма не является исключением.

..............