Это круче нового айфона и десяти драных джинсов
10 сентября 2015, 13:39 Мнение

Это круче нового айфона и десяти драных джинсов

Люди уже не относятся подозрительно к НКО, не называют их «непонятными сектами», потому что видели работу волонтеров в действии. Конечно, эти перемены происходят не за год и не за пять.

В Советском Союзе редко когда могли снять сцену в кино про алкоголиков на улице с первого дубля. Прохожие то и дело заходили в кадр, пытались помочь актеру-«пьянице», в стороне не оставались. Поддержать человека считалось совершенно нормальным, но в 90-е подходить к неизвестным и лезть не в свое дело часто оказывалось себе дороже.

Проблемы с годами не рассасываются, но решаются «всем миром

Важнее стало выжить, обеспечить минимальный уровень комфорта семье, а не разбазаривать эмоции, силы и время на обездоленных незнакомцев. «Не до жиру, быть бы живу» – так оправдывалось бездействие.

Закономерно, что одним из маркеров благополучия общества считаются социальная активность, общественная работа и объединение людей для помощи тем, кому это действительно необходимо. Самые популярные организации – некоммерческие (НКО) – сосредоточиваются на неполитическом активизме. Это так называемые НКО третьего сектора – неприбыльные организации, существующие за счет пожертвований.

Все эти фонды помощи животным, сообщества для женщин, оказавшихся в трудной ситуации, фонды защиты окружающей среды – безусловно, важны, но очень редко на эти нужды централизованно выделяются средства. Что характерно, проблемы с годами не рассасываются, но решаются «всем миром».

В обществе становится все больше неравнодушных, готовых тратить свои ресурсы – силы, время, знания, деньги – для улучшения жизни других и решения общественных и социальных вопросов.

Если посмотреть на активистов НКО, то это часто молодые люди – идеалисты, которые искренне хотят сделать мир лучше. Моя коллега из Великого Новгорода много лет работает волонтером в фонде бездомных животных «Спасение». Раз в год она ненавязчиво делает объявление о сборе средств среди сотрудников. И деньги, хоть и небольшие, идут на реальную помощь. Я это точно знаю, потому что репутация у девушки – дай бог каждому.

Так же как и у психологов, работающих «за спасибо» в фонде помощи семьям, оказавшимся в непростой ситуации – беженцам из Донбасса, погорельцам, неблагополучным семьям. Главное – прийти и договориться о беседе, а не ждать, что помощь свалится сама собой. Мораль и нравственность стоят во главе угла, как и взаимное уважение и благодарность. Ведь сам факт наличия НКО не означает, что ее сотрудники должны кинуться и «насильно причинять добро», как думают некоторые.

И надо признать, что социальный сектор НКО набирает обороты. 670 тысяч человек работает в этой сфере, и наибольшее развитие наблюдается в последние два–три года. Это та пресловутая социализация, практика общения, самореализация, которой так не хватает молодым людям, попробовавшим все в свои 20 лет.

Помните Дориана Грея? Молодость еще не закончилась, а жизнь ему уже наскучила. Деньги, удовольствия и излишества не радуют, хочется чего-нибудь эдакого. Таким «эдаким» становится чувство счастья и удовлетворения, потому что ты реально помог тем, кому очень плохо. Морально поддержал, купил нужную мелочь, поговорил. И вот человек уже преображается и выпрямляет спину. Он становится нужным. И это твоя заслуга. Это круче нового айфона и десяти драных джинсов. Потому что ты вышел за рамки своего комфорта и получил бесценный жизненный опыт.

Один человек, другой, а потом и группа людей с нематериальными ценностями: и уже шаг за шагом меняется культура общества. Люди уже не относятся подозрительно к НКО, не называют их «непонятными сектами», потому что видели работу волонтеров в действии.

Конечно, эти перемены происходят не за год и не за пять. Но если люди стремятся изменить реальность, значит, инфантилов в обществе становится меньше. Значит, мы преодолеваем внутреннего чеховского «человека в футляре», главным девизом которого служит фраза «как бы чего не вышло». Все будет так, как мы сами решим. И будут люди, которые помогут. Это подтверждают «Фестиваль добрых дел в Краснодаре», «Подари жизнь» – фонд Чулпан Хаматовой, «Теплый дом» и многие другие.

Главное, что подобных социальных НКО становится больше, когда это необходимо. Именно фонды отправляли учебники и медикаменты детям Донбасса, именно активисты поддерживали погорельцев из Хакасии, а волонтеры уводят бездомных животных с улицы, чтобы их не видели ваши дети. И простое объяснение этой сложной работе – «просто хочу сделать мир лучше» – уже не кажется таким горько-смешным.

..............