Мы 20 лет разрушали систему подготовки людей технических специальностей

@ из личного архива

23 июля 2015, 16:16 Мнение

Мы 20 лет разрушали систему подготовки людей технических специальностей

Меня недавно спросили: существует ли в стране дефицит инженерных кадров? Да, безусловно! Мы 20 лет разрушали систему подготовки людей технических специальностей: как после этого может не быть дефицита?

Александр Храмов Александр Храмов

эксперт по развитию инжиниринга в России, директор производственной компании «ХАЛТЕК» (Ульяновск)

Рынок труда переживает сегодня масштабные перемены во всем мире: одни профессии отмирают, другие рождаются, зачастую вбирая в себя какие-либо составляющие «умерших» профессий.

Проблему оснащения вузов должен помочь решить государству частный бизнес

Современный мир, согласно исследованиям, меняет логику сочетания компетенций в рамках специализаций, отдавая предпочтение универсальности. Параллельно идет возрождение ценности инженерной профессии: доминирование людей с техническими специальностями на мировом рынке труда спрогнозировано международными экспертами на ближайшие годы.

В России же, где последние 20 лет инженерным кадрам должного внимания не уделялось, этот поворот особенно ощутим – страна наконец осознала, насколько благополучие жизни зависит от инженеров. Однако от специалиста завтрашнего дня будет требоваться принципиально новый набор компетенций, обеспечить формирование которых государству не всегда под силу, и здесь на помощь должен прийти частный бизнес.

Меня недавно спросили: существует ли в стране дефицит инженерных кадров? Да, безусловно! Мы 20 лет разрушали систему подготовки людей технических специальностей: как после этого может не быть дефицита?

Однако мы должны понимать, что этот вопрос неразрывно связан с другим – с уровнем технической оснащенности предприятий. Пока на наших заводах 95% устаревшего низкопроизводительного оборудования, хороший инженер, прошедший переподготовку, и за большую зарплату едва ли пойдет туда работать. Он скорее уедет за границу – и таких примеров масса.

Вырастить молодое поколение мы тоже не можем: в вузах стоят станки 30–50-летней давности. Зачастую у учебного заведения есть неплохие образовательные программы – Unigraphics, Pro/ENGINEER и другие – однако практически отработать полученные навыки не на чем.

Мне известно лишь несколько примеров, когда у вуза имелись в наличии современные станки для студенческой практики: Казанский авиационный институт, МГТУ «СТАНКИН», Иркутский политехнический университет и Томский политехнический университет.

Инженеры в стране есть, технической базы для них нет. Ведь не секрет, что работа с современным оборудованием требует от инженера не только знания своего предмета, но и дополнительных компетенций: умения профессионально коммуницировать, менеджерских навыков, свободного владения одним–двумя иностранными языками.

Фактически современный инженер должен тяготеть к универсализму. Например, когда я искал людей для своих проектов, я отдавал предпочтение тем, кто был способен сочетать специальности оператора, наладчика, программиста и технолога.

Как мы с вами понимаем, подготовка новых кадров должна вестись на новом оборудовании: в противном случае мы так и будем выпускать инженеров, отстающих от всего мира на поколение. Эту задачу должен помочь решить государству частный бизнес – во всяком случае те компании, которые считают себя социально ответственными.

..............