«Яндекс» перестал быть «своим»

@ из личного архива

24 февраля 2015, 14:06 Мнение

«Яндекс» перестал быть «своим»

Когда в СМИ появилась новость об обращении «Яндекса» в ФАС, тут же появилась масса комментариев о том, что «они прогнулись под власть». И из «своего поисковика» он в одночасье превратился во врага оппозиции.

Александр Чаусов Александр Чаусов

кандидат исторических наук, публицист

Несколько дней назад Федеральная антимонопольная служба завела дело на компанию Google. Заявителем выступила российская компания «Яндекс». Претензии с российской стороны к американской корпорации заключаются в том, что операционная система Android препятствует установке на мобильных устройствах сервисов «Яндекса».

Несистемная оппозиция всегда идентифицировала сотрудников «Яндекса» как «своих людей

Это не первые претензии ФАС к американской корпорации. Ранее Google Inc. была оштрафована на сто тысяч рублей за рекламу абортов на своем поисковом сервисе.

Да и сама компания Google несколько лет назад судилась с Microsoft по поводу несоблюдения антимонопольных законов. Тогда претензия была в том, что корпорация Гейтса на устройствах с ОС Windows не предоставляет пользователям возможности выбора браузера при установке системы, а выдает безальтернативную возможность установки Internet Explorer и только.

В общем-то, все это коммерческая и правовая рутина, о которой можно было бы, в принципе, не упоминать. Судебные разбирательства между коммерческими корпорациями идут на регулярной основе, и сфера цифровых технологий здесь ничем не отличается от любого другого бизнеса. Но в деле «Яндекса» против Google появился политический контекст, о котором уже пишут некоторые эксперты и обозреватели профильных СМИ.

Вкратце: дело в том, что у нашего отечественного поисковика и корпорации, которая этим поисковиком управляет, есть определенная политическая репутация. Считается, что «Яндекс» – это даже не независимая компания, а явно оппозиционная по воззрениям топ-менеджерского состава. Несистемная оппозиция всегда идентифицировала сотрудников «Яндекса» как «своих людей».

В силу особенностей наших отечественных оппозиционеров в этой среде любое обращение к официальным государственным структурам, а уж тем более к правоохранительным органам – демарш окончательный и бесповоротный.

Соответственно, когда в СМИ появилась новость об обращении «Яндекса» в ФАС, тут же появилась масса комментариев о том, что «они прогнулись под власть», «они не уважают честную конкурентную борьбу», «решили воспользоваться антиамериканской риторикой государства».

В общем, из «своего поисковика» «Яндекс» в одночасье превратился во врагов, обслугу власти – ну и что там еще говорят в таких случаях в определенных оппозиционных кругах. Наши оппозиционеры, как известно, против любой власти и против любой деятельности законной власти. Поэтому они и пребывают в том положении, в котором находятся сейчас.

Оппозиционная деятельность предполагает в том числе и взаимодействие с властными структурами – с одновременной критикой и выражением несогласия по поводу того или иного официального курса, конкретных особенностей и решений системы власти. Но Россия – страна особенная.

Здесь власть – абсолютное инфернальное зло, сам факт минорного соприкосновения с которой превращает человека либо структуру, в данном случае компанию «Яндекс», в такое же зло. Стоит повториться: в этом нет ничего удивительного.

Особенность же нынешнего политического контекста процесса «Яндекс» – Google заключается в том, что о каких-то репутационных издержках и понижении рейтинга среди пользователей «Яндекса» заговорили профильные эксперты. Притом именно в контексте политики. То есть, по мнению этих экспертов, «Яндекс» восприняли как политически ангажированную компанию и теперь перестанут пользоваться услугами этой корпорации.

Есть мнение, что эти экспертные прогнозы несколько не соответствуют действительности. Ровно потому, что все это – не только политический, но и потребительский рынок.

Да, в Сети у нас очень много политически озабоченных граждан. И оппозиционных в том числе. Но по сравнению с теми, кто ищет в «Яндексе» фотографии котиков или какую-то иную, абсолютно аполитичную информацию, их ничтожное меньшинство.

И для всех остальных людей, которые вне политики, нет разницы, с кем там судится «Яндекс». Зато есть запрос на удобную поисковую систему, на то, чтобы «Яндекс-браузер» наконец-то перестал глючить, на адекватный доступ к новостям через агрегатор «Яндекса». И по большому счету – за исключением «браузера», который вылетает на планшете Apple примерно раз в полтора–два часа – по этим критериям у российской компании все в порядке.

Вопрос, опять же, в том, что сейчас будут делать официальные спикеры «Яндекса». Прогнутся, только не под власть, а под оппозиционное меньшинство, отзовут иск и публично извинятся? Или же поступят как вменяемые люди и акулы бизнеса, отстаивая свои интересы законным путем в судебном порядке?

Хотелось бы надеяться на второй вариант. Впрочем, если бы «Яндекс» расшаркивался перед всеми и интересы свои не отстаивал, то, думается, одним из лидеров среди поисковых систем он бы не стал.

..............