Вопрос о границе поставлен

@ vk.com/id7500050

13 февраля 2015, 10:11 Мнение

Вопрос о границе поставлен

Путину удалось вывести за скобки соглашения вопросы судьбы ополчения и его статуса: армия ДНР и ЛНР остается фактором, и фактором мощным, разоружаться она не намерена, и требований таких в условиях соглашения нет.

Илья Ухов Илья Ухов

политолог

Челночная дипломатия европейских лидеров, срочно совершивших ряд вояжей с целью предотвратить – чего уж греха таить – очередной разгром украинских войск на Юго-Востоке, увенчалась почти 15-часовыми переговорами в Минске в формате нон-стоп.

С точки зрения дипломатии сделано все, что возможно

Минский марафон войдет в историю мировой дипломатии как одни из наиболее жестких и противоречивых переговоров, в ходе которых стороны конфликта категорически не хотели садиться друг с другом за общий стол, а Украина еще и пыталась втянуть Россию в процесс на правах субъекта конфликта. Не удалось.

Президент Путин, выступая по итогам минской встречи, отметил, что это была не самая лучшая ночь в его жизни, но, тем не менее, обозначил ряд моментов, которые дают надежду если не на остановку, то по крайней мере на замораживание конфликта.

Во-первых, Путин указал на то, что были все же достигнуты договоренности о прекращении огня по линии соприкосновения, начиная с ноля часов 15 февраля. Собственно, ради этого во многом собиралась минская контактная группа, и именно этого достичь так и не удалось в ходе предыдущего раунда минских переговоров.

С точки зрения дипломатии Россией было сделано все, что возможно – это юридически обязывающий документ. Но проблема в том, что Киев не контролирует часть собственных вооруженных сил, так называемых террбатальонов.

В рядах ополчения, по признанию самих властей ДНР и ЛНР, есть отряды «диких» ополченцев. Что делать с ними – совершенно непонятно, обвинить в срыве договоренностей стороны могут друг друга в любой момент.

Во-вторых, опять-таки согласован отвод тяжелых вооружений и РСЗО типа «Град», «Ураган» и «Смерч» от линии соприкосновения. Это вынужденный компромисс со стороны Украины, что позволяет говорить о военно-дипломатической победе Путина.

Украинские вооруженные силы отводят свои вооружения от текущей линии фронта, а ополченцы – от линии, зафиксированной 19 сентября 2014 года. То есть Киев де-факто вынужден признать текущую конфигурацию фронта и занимаемую войсками Новороссии территорию.

В-третьих, Путин озвучил обязательства, взятые на себя украинским руководством по проведению конституционной реформы и комплекса мер по политическому урегулированию. Самый, пожалуй, спорный пункт итогового минского соглашения, так как еще накануне поездки в Минск президент Порошенко в ходе расширенного заседания кабмина страны заявил о том, что никакой федерализации не будет, а русскому языку статуса государственного или иного официального в масштабах страны предоставлено не будет.

Остается только догадываться, что Порошенко подразумевает под «конституционной реформой», особенно учитывая засилье в Раде откровенно бесноватых личностей, вроде Ляшко, вкупе с целыми националистическими фракциями.

Президент Путин озвучил также еще ряд мер гуманитарного и экономического характера – скорее всего, имеется в виду прекращение экономической блокады региона со стороны Киева, а также вопросы контроля границы.

А теперь давайте кратко разберемся в сути соглашения и его значении для судеб Украины, России, да и всей Европы. Для начала следует сказать, что, как и в случае с Сирией, президент Путин снова фактически остановил войну и выступил в роли миротворца – вот уж кому давать Нобелевскую премию мира, так это ему.

Вместе с тем Путину удалось вывести за скобки соглашения вопросы судьбы ополчения и его статуса. То есть армия ДНР и ЛНР остается фактором, и фактором мощным, разоружаться она не намерена, и требований таких в условиях соглашения нет.

Вопрос о границе поставлен – но только по согласованию с ОБСЕ и опять-таки республиками Новороссии. То есть граница будет открыта. Вкупе с прекращением экономической блокады Донбасса и Луганска это снимает существенную нагрузку с России по снабжению и гуманитарному спасению регионов.

Вместе с тем, несмотря на наличие лидеров Франции и Германии, в Минске не было главного внешнеполитического хозяина Киева – представителей США. В Америке есть мощные силы, стремящиеся к эскалации конфликта, чтобы продолжать стратегию «выдавливания» России из Европы.

Как уже писалось выше, наличие неподконтрольных Киеву территориальных батальонов, а также сил в самом руководстве Украины, нацеленных на конфронтацию, делает провокации и срыв минских договоренностей весьма вероятными.

Единственным реальным способом предотвратить это является ввод миротворческого контингента. Кто, как и на каких условиях будет его формировать – осталось пока за скобками мирного процесса.

Путину все же удалось выиграть очередной раунд навязанного Западом противостояния. Не рассориться окончательно с ядром Европы в виде Франции и Германии, а продемонстрировать миротворческую позицию России и готовность к договоренностям и компромиссам.

Путин успешно принял подачу, и теперь теннисный мяч на стороне Запада. События уже ближайших дней покажут, станет ли Минск 2.0 отправной точкой устойчивого и всеобъемлющего урегулирования на Юго-Востоке Украины.

..............