Корпоративная солидарность отходит на второй план

@ из личного архива

11 февраля 2015, 12:06 Мнение

Корпоративная солидарность отходит на второй план

Публичные позиции бывших политиков сегодня не влияют напрямую на принимаемые решения государственного или межгосударственного уровня, но вместе с тем они способны существенно корректировать общественное мнение.

Антон Хащенко

политический аналитик, публицист

Корпоративная солидарность (по-современному) или «линия партии» (по-советски), как кому больше нравится – очень серьезный и определяющий фактор коллективной западной политики.

Политическая «матрица» западного мира по своей сути не позволяет быть самостоятельным

Шаг влево или шаг вправо от позиции Вашингтона, и на тебя уже несется готовый закатать тебя в асфальт каток разгневанного общественного мнения. Здесь можно вспомнить и действующего венгерского премьер-министра Виктора Орбана, который был сразу же подвергнут жесткой обструкции с элементами оранжевых технологий за вектор на сближение с Россией.

Есть и другой пример – Федерика Могерини, глава дипломатии ЕС, на которую до вступления в должность возлагались некоторые надежды в связи с ее вроде как лояльным отношением к РФ прежде.

Но, как мы могли наблюдать, с момента ее назначения во внешней политике Европейского союза (не путать с отдельными странами) ничего особо-то и не изменилось. Ибо политическая «матрица» западного мира по своей сути не позволяет быть самостоятельным, руководствуясь принципом «либо ты с нами, либо против нас, любые полутона – предательство».

Другое дело, когда речь идет об «эксах» (экс-президентах, экс-премьерах, экс-министрах и прочих бывших высокопоставленных чиновниках), получающих некоторую свободу при выпадении из обоймы. Тут можно и в любви к России признаться, и США покритиковать. При этом отставной характер этих фигур не должен никого вводить в заблуждение.

Несмотря на то, что их публичные позиции сегодня не влияют напрямую на принимаемые решения государственного или межгосударственного уровня, вместе с тем они способны существенно корректировать и формировать общественное мнение.

Не говоря уже о том, что они в гораздо большей степени отражают настроения думающих и, что немаловажно, знающих реальную обстановку людей на Западе, чем речи официальных лиц.

И вот что интересно, в течение последних нескольких недель сразу целый ряд влиятельных в прошлом фигур (в том числе и тех, кто вполне еще может вернуться на политический Олимп) сделал ярко выраженные пророссийские заявления и дал недвусмысленные критические оценки действиям Вашингтона на международной арене.

В конце января экс-министр промышленности Франции, а ныне мэр Ниццы Кристиан Эстрози не только заявил о том, что Франция должна выполнить контракт на поставку вертолетоносцев «Мистраль» нашей стране, но и выразил персональную поддержку России, правительству и лично Владимиру Путину, добавив, что не поддерживает санкции.

Не прошло и месяца, как громкие заявления сделал другой французский политик, в прошлом президент Франции, а ныне лидер Союза в поддержку народного движения (основной оппозиционной партии республики).

Во-первых, по его мнению, воссоединение Крыма с РФ есть свершившийся факт, и нельзя упрекать население полуострова за совершенный выбор.

Во-вторых, прозвучала достаточно жесткая риторика относительно водораздела по линии интересов США и Европы: «Интересы Америки и России – это не то же самое, что интересы Европы и России. Мы не хотим возрождения холодной войны между Европой и Россией».

Бывший премьер-министр Италии Марио Монти на днях пошел дальше и обвинил Соединенные Штаты Америки и ряд европейских стран в разжигании войны на территории Европы. В эфире передачи Ottoemezzo на телеканале La7 Монти выступил с тезисами о том, что США манипулируют государствами ЕС и используют НАТО как «инструмент для защиты своих международных интересов».

Обоснованные обвинения в адрес США прозвучали и из уст экс-премьера Франции Франсуа Фийона, подчеркнувшего, что «США стремятся развязать войну в Европе, которая завершится катастрофой, к которой Америка будет как бы не причастна, как уже не раз было в прошлом».

По словам политика, «с самого начала США придумали себе врага в лице России и Путина», однако он виртуален, поскольку «Россия ничем не угрожает США», и те, кто воспринимают ее как агрессора, допускают ошибку.

И, наконец, серьезнейший имиджевый удар по США нанес бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, который заявил на Мюнхенской конференции по безопасности, что вторжение США и их союзников в Ирак было ошибкой и напрямую способствовало созданию «Исламского государства*».

Чем именно вызвана такая активность «бывших» – сказать пока сложно. Скорее всего, здесь присутствуют несколько взаимосвязанных причин: от нарастания недовольства западных элит затяжным геополитическим противостоянием, спровоцированным США, до внутриполитической борьбы за возвращение собственных позиций во власти на пророссийской (мирной) повестке (по крайней мере, европейскому бизнесу точно не могут нравиться те потери, которые он несет).

Но, вместе с тем, тут наблюдается и нечто большее – складывается такое впечатление, что конфликт «Россия – Запад» достиг переломного момента, когда те, кто не связан по рукам и ногам «внутрикорпоративными» обязательствами, уже не могут молчать, поскольку на кону гораздо больше, чем просто чьи-то (читать – американские) имперские амбиции.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............