Нужно завтра же присоединить к нашим и византийские знамена

@ facebook.com/vladimir.stanulevich

29 октября 2015, 15:33 Мнение

Нужно завтра же присоединить к нашим и византийские знамена

Почему-то в России «византийщина» – это символ вероломства, лицемерия, раболепства, тоталитаризма и застоя. Опыт Византии надо изучать, слишком много совпадений и параллелей с нашими делами скорбными.

Когда 150 тысяч турок после двухмесячной осады одолели восемь тысяч защитников Константинополя и ворвались в город, а император Константин XI погиб у ворот Святого Романа, султан Мухаммед потребовал найти его тело.

Почему такое наследие валяется неприбранным?

Принесли окровавленную голову, признали за императорскую, выставили на ипподроме. Лучше бы они этого не делали! Все, кто не мог узнать в бесформенном теле черты Константина, шептались, что император не погиб, а усыплен ангелом, когда-нибудь вернется и освободит империю от турок... 

Уважают турки бывших хозяев Босфора и Святой Софии. Построили музей-панораму «Осада 1453», на феодосиевых стенах висят памятные доски – «29 мая 1453 года Завоеватель въехал в эти ворота...», сняли эпический «1453 Фатих», где турецкие звезды кино самоотверженно одолевают высокие стены Константинополя с двуглавыми орлами и православными крестами. 

Почему-то в России «византийщина» – это символ вероломства, лицемерия, раболепства, тоталитаризма и застоя. 

Застоя? Да нет же, император Юстиниан Великий, строитель Святой Софии, был из крестьян. И императоры Юстин I, и Лев III и Лев V были из крестьян. Лев I был лавочником. Фока и Маркиан были из солдат. А император Маврикий был нотариусом.

Отец Михаила V строил корабли. И Михаил II и IV были из простонародья. Что делали крестьяне на троне?

Юстиниан вернул западную, потерянную, часть Империи. Построил Святую Софию, 150 крепостей, составил Свод законов. Тысячу лет византийцы отбивались от готов, гуннов, болгар, антов, герулов, венгров, вестготов, остготов, вандалов, персов, парфян, арабов, норманнов, франков, венецианцев, генуэзцев, татар, турок, монголов, аланов... И обращали лучших в православие, давали письменность, культуру, должности, звания.

Гордиться нечем? Святая София была 700 лет крупнейшим храмом мира. Сотни подземных цистерн, одной из которых мы восхищаемся в Стамбуле, составляли коммуналку Константинополя – с акведуками, банями, общественными туалетами. В императорской библиотеке – 120 тысяч томов.

Первый университет Европы – Аудиториум – открыт в 425 году в Царьграде. В 535 году открыт бесплатный госпиталь для богатых и бедных – Больница Святого Самсона. В сиротском доме Святого Павла, в центре Царьграда, жили увечные и инвалиды, в школе при нем платили и учителям, и стипендии учащимся.

Тоталитаризм, нет демократии? Двухпартийная система цирковых партий венетов и прасинов – «синих» и «зеленых» – была протопарламентом. Император избирался сложными внутриэлитными согласованиями, утверждался криками обеих партий на ипподроме и короновался патриархом. Министр носил звание логофет – «исследователь причин», а премьер, Великий логофет – звание «исследователя секретов». 

Церковь – придаток государства? Патриарх Николай преградил дорогу в Святую Софию императору Льву, женившемуся в четвертый раз вопреки православию, и ушел император в слезах – на два года. Патриарх Иоанн Златоуст заступился за гонимого и был сам сослан. 

Так почему такое наследие валяется неприбранным? Стыдно за «византийщину» – лживость, вероломство, измены? Угнетают убитые за власть императоры? Пока стыдимся, византийско-православная матрица, заложенная в нас, отбивается на краю пропасти от одолевшей полмира англоцентричности, лезущей на подмену Выбора Владимира Святого. 

Кто избивал и избивает Византию? Вольтер, отец ужасов Французской революции, декабрист и поклонник католицизма Петр Чаадаев, большевики первого призыва, Антанта, устроившая Февраль 1917-го – чтобы двуглавый орел не вернулся на Босфор, украинские и другие «оранжевые» деятели культуры – победители прошлых и будущих майданов (додумались: «Византия – антиукраинство!»).

По правилу «скажи, кто против тебя, и я скажу, кто ты» нужно завтра же присоединить к нашим и византийские знамена! 

Неплохо бы поторопиться. Запад, продвигаясь на Восток, восстанавливает память о старой Византии – из фундамента России-Византии нынешней. Поляк Ежи Новосельский: «Византию нельзя отделить от Запада.... Византия – это Запад».

Писатель Ларс Браунворт: «...Запад в неоплатном долгу перед Византией».

На Вселенском Соборе 2016 года Константинопольский патриархат вынесет вопрос экуменического общения Православной церкви с Западом, автокефалию Украинской церкви от Московского патриархата. Восток должен влиться в Запад! 

Опыт Византии надо изучать, слишком много совпадений и параллелей с нашими делами скорбными. Уникальна игра на противоречиях Востока и Запада: это маневр ресурсами.

Уникально совмещение стабильности с живостью политической системы. Опыт социальных лифтов, вынос на все уровни самых эффективных, целеустремленных, но и богобоязненных. Уникален опыт создания крепчайшей общности на основе православия, давшей после смерти западной империи новые тысячу лет побед и поражений. Уникален опыт уравновешивания императорской власти авторитетом церкви.

Константинополь на блестяще выбранном перекрестке путей влиял – на болгар, печенегов и руссов – до Скандинавии на севере, на мадьяр, франков и германцев – до Ирландии на западе, на иудеев, египтян – до Эфиопии на юге, на армян, персов, афганцев и индусов – до Китая на востоке.

Не занимая перекресток физически, мы имеем полное право, мы обязаны занять византийский перекресток в культурно-историческом измерении – мы Третий Рим, наследник Второго Рима. И глубокие культурные коды народов, оплодотворенных византийской культурой, отзовутся на наш пароль! Мы русские, значит, мы – византийцы!

..............