![]() |
«Пир во время чумы» долго не продлитсяАлексей Вязовский: «Пир во время чумы» долго не продлится
Алексей Вязовский
|
2 октября 2015, 09:30 |
Начало октября выдалось богатым на события, которые могут повлиять на экономику России.
Всего «под подушками» у россиян сегодня хранится четыре трлн рублей1. Разумеется, всех в первую очередь волнует вопрос: как отечественные финансовые рынки отреагировали на вступление России в сирийскую войну? Ответ банален: пока никак.
И валютный индекс РТС, и рублевый индекс ММВБ по итогам торгов в среду, когда стало известно о первых бомбово-штурмовых ударах наших самолетов в Сирии, прибавили по 0,7%. Фондовая биржа по-прежнему шла вслед за ценами на нефть, а они 30 сентября незначительно росли.
Курс рубля также остался стабильным и торговался весь день по отношению к доллару США в диапазоне 65-66 рублей за одну единицу американской валюты.
Видимо, до тех пор, пока в Сирии не начнется полномасштабная наземная операция (а первые лица страны уже успели заявить, что российские войска не будут в ней участвовать), инвесторы не станут дисконтировать в ценах на акции и в курсе рубля военную составляющую.
![]()
В России продолжается «битва» за бюджет 2016 года (фото: Thomas Clayton Johns/YAY/ТАСС)
|
2. В России продолжается «битва» за бюджет 2016 года. По расчетам Минфина, чтобы в следующем году уложиться в дефицит в 3% ВВП (при текущих ценах на нефть около 50 долларов за баррель), необходимо на 576 млрд рублей сократить расходы, либо найти дополнительные доходы.
И уже известно, кто первым может «попасть под нож». По подсчетам того же Минфина, замораживание накопительных взносов в 2016 году даст бюджету 344 млрд рублей (в 2017 году – 412 млрд, в 2018 году – 471 млрд) за счет сокращения трансфертов Пенсионному фонду (ПФР).
![]() |
Проще говоря, будущие пенсионеры заткнут накопительной частью своих пенсий большую часть дыры бюджета 2016 года. Пока под вопросом остается повышение НДПИ для сырьевых компаний, приостановка индексации пенсий и зарплат бюджетников, а также повышение пенсионного возраста.
Пока, впрочем, официально заявляется, что решение не принято. Подождем.
3. Стали известны результаты валютной паники и девальвации рубля в августе. За январь–август 2015 года россияне купили наличной валюты на 24,7 млрд долларов (45,5 млрд долларов за тот же период 2014 года). Одновременно домохозяйства активно скупали на дешевеющие рубли импортную технику и одежду.
#{smallinfographicright=765507}Доля доходов семей, направляемая на потребление, по-прежнему составляет сверхвысокие 55,3%. Однако уже очевидно, что этот «пир во время чумы» (под «чумой» следует понимать быстрое падение доходов населения) долго продолжаться не сможет.
Думаю, конец года мы встретим значительным падением импорта и ростом безработицы. Но больше необоснованного потребительского бума пугает быстрый рост «неработающих» в экономике накоплений.
Всего «под подушками» у россиян хранится четыре трлн рублей (в эту сумму входят в основном валютные накопления). Для сравнения: вся денежная база России, по данным ЦБ, составляет чуть больше восьми трлн рублей, а денежная масса – около 33 трлн.
4. Еще одна отрицательная новость недели, иллюстрирующая серьезные проблемы в банковской сфере – резкий рост просроченной задолженности по межбанковским кредитам. В августе «просрочка» скакнула сразу в пять раз – с 9,3 млрд до 47,4 млрд рублей.
На межбанковском рынке наблюдается дальнейшее расслоение на «хороших» и «плохих» заемщиков. У мелких банков ухудшается финансовое состояние, окончательно закрывается окно возможности рефинансирования, как от государства, так и через рыночные механизмы. К этому стоит прибавить кампанию ЦБ по отзыву лицензий. За 2015 год регулятор отозвал лицензии у более чем 60 банков, за 2014 год – у 79.
5. 1 октября в силу вступил закон о банкротстве физических лиц. Под действие закона попадают люди, чья задолженность превышает полмиллиона рублей. Как ранее сообщал зампред ЦБ РФ Василий Поздышев, число физлиц, которые могут потенциально прибегнуть к механизму банкротства, можно оценить в 400-500 тысяч человек. Общая сумма задолженностей, подлежащих реструктуризации или списанию, составляет более двух трлн рублей.
Пока не очень ясна правоприменительная практика по новому закону, но в целом западный опыт говорит о том, что легальная возможность банкротства в целом способствует оздоровлению экономики и росту финансовой грамотности населения.
6. Из событий на мировых рынках можно отметить резкое падение цен на платину до новых семилетних минимумов. В настоящий момент за одну унцию драгоценного металла дают порядка 913 долларов.В основе подобного падения лежит «Дизельгейт». Экологический скандал вокруг Volkswagen не только привел к падению акций автогиганта на 26%, но вызвал опасения в том, что во всем мире упадет спрос на платину (она используется в качестве катализаторов в дизельных двигателях).
Одновременно выросли цены на палладий – он применяется в бензиновых машинах. По моим прогнозам, уже осенью мы сможем увидеть цену унции палладия на уровне 700 долларов.
Пока трудно сказать, как эта ситуация скажется на России, но ежегодно в стране добывается порядка 700 тонн платины и 2600 тонн палладия. Основной производитель – «Норильский никель». Представляется, что дополнительные доходы от роста цен на палладий значительно перекроют убытки от падения котировок на платину.