Русские гражданские самолеты: курс на импортозамещение

@ из личного архива

30 января 2015, 12:36 Мнение

Русские гражданские самолеты: курс на импортозамещение

Очень интересное окно возможностей открывается сейчас для нашей гражданской авиации. Самолеты «Сухой Суперджет 100» и МС-21, с одной стороны, зависят от импортных комплектующих, а с другой стороны, становятся теперь очень конкурентоспособными по цене.

Олег Макаренко Олег Макаренко

бизнесмен, блогер, журналист

Появились данные за 2014 год. Промышленность России выросла за год примерно на 2 процента. Неплохой результат в условиях продолжающегося кризиса и мощного экономического давления со стороны стран Запада.

Россия огромна: мы не можем делать главную ставку на автобаны и железные дороги, авиация нам необходима для того, чтобы обеспечить связность страны

Впрочем, надо отметить, что живительные санкции и снижение курса рубля не только помешали нашей промышленности, но и помогли. В целом сейчас наша промышленность, которую либералы чуть не уничтожили в 90-е годы, восстановилась до 91% от уровня последних лет СССР. Уже можно осторожно предположить, что эффект от заниженного курса рубля позволит российской промышленности достичь советских показателей примерно к 2017 году.

1

Очень интересное окно возможностей открывается сейчас для нашей гражданской авиации. Два главных наших проекта – самолеты «Сухой Суперджет 100» и МС-21 – с одной стороны, зависят от импортных комплектующих, а с другой стороны, становятся теперь очень конкурентоспособными по цене.

Доля иностранных комплектующих в «Суперджете» – около 60%, это серьезная зависимость. Доля иностранных комплектующих в МС-21 ниже, около 40%.

Сейчас, повторюсь, Вашингтон ведет против России войну. Барак Обама регулярно сравнивает Россию с ИГИЛ* и с лихорадкой Эбола, а в корпорациях Северной Америки для сотрудников проводят «пятиминутки ненависти», на которых им объясняют, что мы являемся главными врагами. В этой ситуации для нас очень важно иметь собственное производство всех продуктов, на которые Запад может наложить свое эмбарго, в том числе и гражданских самолетов. Россия огромна: мы не можем делать главную ставку на автобаны и железные дороги, авиация нам необходима для того, чтобы обеспечить связность страны.

МС-21 – достаточно большой самолет, в зависимости от модификации в нем может быть от 130 до 211 мест. Максимальная дальность полета среднемагистрального МС-21 составляет 5–6 тысяч километров. Этого достаточно, чтобы долететь из Санкт-Петербурга до Иркутска или, скажем, до Лиссабона – смотря в какую сторону лететь. При помощи ближнемагистрального «Суперджета» МС-21 может закрыть большую часть потребностей наших авиакомпаний.

2

Путин в настоящее время продолжает курс на укрепление нашего суверенитета и на плавную отвязку от не вполне здорового и враждебного нам американского мира. Цитирую из вчерашней статьи:

Мы обязаны преодолеть давление внешних факторов за счет укрепления экономического, финансового суверенитета. Чрезвычайно важная вещь, о которой мы как бы подзабыли, полагая, что финансы и экономика всегда будут вне политики, о чем мы часто слышали со стороны. Выяснилось, что это совсем не так, что это, наоборот, используется как очень мощный инструмент политического давления. Я еще скажу об этом позже. Россия в целом и российская экономика, безусловно, должны и будут оставаться неотъемлемой, естественной частью мировой экономики. Но по некоторым ключевым моментам, которые обеспечивают суверенитет, мы, безусловно, должны многое изменить.

Речь, разумеется, не об изоляции, а о том, чтобы экономика приобрела дополнительную устойчивость от внешних шоков в результате ее диверсификации, роста несырьевого, высокотехнологичного сектора экономики, сельского хозяйства, национального финансового и банковского сектора.

События развиваются весьма стремительно, Запад явно взял курс на продолжение конфронтации. Судя по косвенным признакам, Вашингтон планирует начать полномасштабную холодную войну и при помощи навязанного беспомощному Евросоюзу соглашения TTIP еще какое-то время продержать свою экономику на плаву. Это значит, что в обозримой перспективе Запад продолжит постепенно рвать торговые и экономические связи с Россией. Западные корпорации будут аккуратно уходить из нашей страны, западные налоговые органы, в свою очередь, будут пытаться финансово прижучить наш бизнес.

Господин Чичваркин уже пишет, что английский банк, в котором он держит свои деньги, весьма настойчиво затребовал у него объяснений на предмет происхождения капиталов. По мнению бывшего российского бизнесмена всех русских, до которых Запад сможет дотянуться, он будет грабить по полной.

Если быть более точным, то господин Чичваркин надеется, что либералов проверят и простят, а грабить будут только, цитирую, «пропутинцев, чиновников и чекистов». Однако суровая правда жизни состоит в том, что все лозунги типа «Санкции не против России, а против властей» или, скажем, «Украина не Россия» – сугубо экспортный товар. Так-то для жителей Запада мы все русские: и украинцы и узбеки, и государственники и либералы.

3

Возвращаюсь к самолетам. Какое-то время у нас еще есть: «ВСМПО-АВИСМА» закрывает для корпорации «Боинг» 40% потребности в титане. Также «ВСМПО-АВИСМА» является ведущим поставщиком титана для Airbus и для EADS – европейского аэрокосмического оборонного концерна.

Таким образом, резко взять и наложить эмбарго на экспорт комплектующих для наших самолетов Запад не может: мы немедленно перекроем поставки титана, и западные авиазаводы на какое-то время встанут.

Однако в среднесрочной перспективе Вашингтон непременно будет вставлять нам палки в колеса, поэтому нам срочно нужно активизировать импортозамещение, делая особый упор на компоненты, которые производятся непосредственно в США.

В январе у «Объединенной Авиастроительной Корпорации» сменился руководитель, новым президентом ОАК был назначен Юрий Слюсарь. Это новая политика Мантурова – делать ставку на молодых руководителей, которые будут проводить решительные и кардинальные реформы. До этого Слюсарь работал в должности замминистра Промышленности и торговли, при этом работы в авиационной отрасли у него тоже есть.

Собственно, реформы, на которые рассчитывал Мантуров, уже объявлены. Слюсарь заявил, что до конца 2017 года в ОАК будет создано 16 тысяч высокотехнологичных рабочих мест, причем 8 тысяч сотрудников планируется принять на работу уже в этом году.

По сути, в России начинается новая волна индустриализации, сравнимая с теми, какие СССР проводил сначала в тридцатые годы, а потом после войны. Все необходимые ресурсы для этого – природные, трудовые, интеллектуальные – у нас есть.

Плюс, конечно, отдельную благодарность нужно выразить Вашингтону, который не только предоставил нам отличную мотивацию слезть с иглы своего импорта, но и плавным вводом санкций сделал этот процесс менее болезненным, чем он мог бы быть.

4

На сегодняшний день в корпорации ОАК дела обстоят не провально плохо, но и не блестяще. Господдержку ОАК получила за последние годы колоссальную, однако эффект от вложенных денег был достаточно скромным. Совокупный долг корпорации на ноябрь 2013 года превысил 260 млрд рублей.

Как Сердюков, так и Шойгу указывали, что ОАК устанавливает неадекватно высокие цены на военные самолеты, при этом к самолетам были претензии не только по цене, но и по качеству.

ОАК стала одним из рекордсменов по возбужденным внутри нее коррупционным делам. Прокуратура указывает, что некоторые операции с государственными деньгами вызывают серьезные вопросы к качеству управленческих решений.

С 2007 по 2012 год ОАК перечислили из бюджета 50 млрд рублей на реализацию проектов строительства гражданских воздушных судов. Но вместо безвозмездного внесения денег в уставный капитал зависимых от корпорации обществ деньги предоставлялись предприятиям в виде займов под проценты (иногда до 14,5% годовых).

В прошлом году МАК (Межгосударственный авиационный комитет) предъявил серьезные претензии к качеству самолетов, в частности к Ту-204, у которого вскрылся дефект силовой конструкции стабилизатора.

Были претензии и к качеству «Суперджетов», которые, впрочем, не так показательны – для новых самолетов это нормально.

Отмечу, что Россия намерена поддерживать выпуск «Суперджетов». Так, в 2015 году будет выделен 1 млрд рублей на механизм гарантий лизинга, который позволит банкам и лизинговым компаниям предоставить покупателям самолетов более выгодные условия.

Поддержка отечественного авиастроения – обычная практика для развитых стран. Россия однозначно будет поддерживать свои самолеты и дальше.

5

Еще одной проблемой ОАК стали сорванные планы. В свое время был обещан темп в 60 самолетов в год, однако в реальности в 2014 году было произведено только 37 «Суперджетов».

Тоже неплохо по сравнению с либеральными временами, но все же недостаточно для современной России. У ОАК сейчас наблюдается явный перекос в сторону военных заказов: в армию отгружаются бомбардировщики Су-34, истребители Су-30СМ и Су-30М2, учебные Як-130. Понятно, что весьма приятно работать с военными, у которых нет иного выбора, кроме как покупать отечественные самолеты.

А вот в гражданской авиации конкуренция более серьезная. Нужно конкурировать с теми же «Боингами» и «Эйрбасами», причем не только на своем рынке, но и на зарубежных. Это гораздо сложнее.

В январе «Аэрофлот» заявил, что закупит 100 отечественных самолетов – 50 «Суперджетов» и 50 МС-21.

Это неплохой старт для ОАК. Однако этого мало – самолеты надо выпускать сотнями, а не десятками.

Посмотрим, что изменится к 2017 году: если действовать достаточно жестко и энергично, возможность резко нарастить выпуск гражданских самолетов у ОАК есть.

Источник: Блог Олега Макаренко

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............