Им безразлично, кого убивать

@ facebook.com/ljalexandr

12 января 2015, 10:42 Мнение

Им безразлично, кого убивать

Наши любители порассуждать обо всем на свете моментально уходят в сторону антиисламских карикатур и таким образом все вместе оказываются на очень тонком льду.

Александр Антошин

политтехнолог

Общественная дискуссия между теми, «кто Шарли и кто не Шарли», с самого начала ушла в совершенно нездоровое русло. Причем не только в России. Но в родных березках это наиболее заметно, так что и разбирать будем на отечественном примере.

Западный мир делает одну и ту же ошибку. Выращивает чудовище, которое потом не получается загнать в клетку

Практически с первых же фраз любая дискуссия о теракте уходит в сторону антиисламских карикатур. За что отдельное горячее «спасибо» Михаилу Борисовичу Ходорковскому, который, проспавшись после праздников, посоветовал всей мировой прессе выпустить карикатуры на Мухаммеда.

Либеральная публика через одного воспринимала этот глупейший призыв как руководство к действию и не иначе как в надежде на финансирование от Михаила Борисовича принялась его исполнять. И вот уже активисты из организации Дмитрия Цорионова, в миру известного как Энтео, уже стоят у посольства Франции с плакатом: «Во всем виновно правительство Франции. Они не защитили чувств верующих».

Во-первых, местоимение «они» рядом с существительным среднего рода единственного числа «правительство» оскорбляет мое острое чувство стилистики русского языка. Но если я буду за оскорбление своих чувств расстреливать, то на этой планете очень мало людей останется. Возможно даже, что я один.

А вот против плаката с обвинениями в том, что правительство Франции само вскормило террористов, я ничего не имею: оно вскормило их, в том числе и своими действиями в Ливии. Но к той грации слона в посудной лавке, с которой Запад раз за разом лезет на Ближний Восток, мы еще вернемся, пока же давайте о скабрезных картинках.

Дело в том, что тема антиисламских карикатур в связи с парижским терактом – это грубая подмена понятия. Еще раз спасибо, Михаил Борисович. Формальным поводом для атаки террористов на редакцию французского еженедельника стали вовсе не опубликованные в 2012 году карикатуры на пророка, а тот факт, что очередной жертвой карикатуристов стал лидер «Исламского государства*» Абу Бакр аль-Багдади. И вот ровно на этом моменте вечер стремительно перестает быть томным.

Журналисты «Шарли» –такие же «случайные жертвы», как и посетители злополучного супермаркета (фото: Reuters)

Журналисты «Шарли» такие же «случайные жертвы», как и посетители злополучного супермаркета (фото: Reuters)

Во-первых, потому, что если кто-то тут считает, что этот мощный старик, засевший в Мосуле – живая святыня и действительно потомок пророка, то к этому кому-то нужно очень внимательно приглядеться правоохранительным органам и провести беседу на тему религиозных взглядов, пока у нас что-нибудь не взорвалось. Во-вторых, на самом-то деле ребятам было глубоко безразлично, кого убивать. И заложники захваченного супермаркета кошерной пищи – яркое тому доказательство.

Есть, кстати, и еще два косвенных доказательства того, что журналисты «Шарли» такие же «случайные жертвы», как и посетители супермаркета. Братья Куаши связаны с «Аль-Каидой*», а вовсе не с ИГИЛ. И, несмотря на очевидную схожесть двух организаций (и те, и другие вскормлены ЦРУ), они терпеть друг дружку не могут.

Внутривидовая конкуренция за гранты, так сказать. Бюджетов на всех не хватит. Поэтому никакого особого «интереса» вступаться за поруганную честь самозваного халифа у братьев Куаши не было. К тому же, карикатура на Абу Бакра появилась накануне нападения.

А нужно же оружие достать, пути отхода проверить и так далее. И если проработать пути отхода от здания редакции за этот срок можно, то еще и оружие достать явно нельзя. И если бы братья не расстреляли редакцию «Шарли», то они убили бы кого-нибудь другого.

Однако чукча, как известно, не читатель, а писатель – и наши любители порассуждать обо всем на свете моментально уходят в сторону антиисламских карикатур и таким образом все вместе оказываются на очень тонком льду. С точки зрения ислама «делать изображение» – харам. Вы много слышали об арабской живописи или скульптуре? Авраамическая религия, что вы хотите.

Сейчас существует миллион толкований этих слов пророка, но в основном они касаются того, что фотографии на документы делать можно и ролики для YouTube снимать тоже. Совсем другое дело люди, скажем так, к Аллаху приближенные. Вот их изображать точно нельзя.

Так что тем, кто сейчас кричит: «Правильно этих художников ухайдокали, нечего святых изображать», и, в первую очередь, гражданину Энтео как самому громкому, так и хочется сказать: «вы крестик-то снимите, а то на нем исламский пророк Иса ибн Марьям изображен. И это тоже ранит нежные чувства последователей радикальных течений в исламе».

Вспомните, в конце концов, историю англичанки Джиллиан Гиббонс: она преподавала в одной из школ Судана и предложила детям выбрать имя для плюшевого медведя. Большинством голосов было выбрано имя Мухаммед и она позволила детям так назвать игрушку. Без всякого подтекста, просто имя в арабских странах популярное.

В итоге смертный приговор за оскорбление пророка пришлось отменять лично президенту после колоссального давления британского МИДа. Было бы желание оскорбиться, а уже повод для этого найдется. Если бы медвежонка назвали Исой, то учительница столкнулась бы с теми же самыми трудностями.

Так и хочется для красного словца добавить: «либо крестик сними, либо футболку с Шарли надень». А затем присоединиться к флешмобу «jesuischarlie», но вторая сторона в этой дискуссии тоже не вызывает теплых чувств. Потому что по какой-то малопонятной причине в России, да и вообще на постсоветском пространстве, взяли какие-то не очень умные и приятные люди. За исключением, разве что, гражданина России Жерара Депардье, который хоть и был неоднократно «жертвой» карикатуристов из «Шарли», взял в руки табличку с известным лозунгом.

Ну, про Михаила Борисовича уже выше все было сказано, но и остальные не сильно умнее. Вместо того чтобы объяснить гражданину Энтео и иже с ним, где именно собака зарыта, продемонстрировать тонкое знание ближневосточной проблематики и так далее, и тому подобное, «либеральная сторона» за каким-то лешим пытается вступать в дискуссию.

И начинает доказывать, что «смеяться можно над всем», как это сделал Шендерович в своей колонке. Это, простите, тот же самый Шендерович, который пару месяцев назад объяснял, почему Шамиля Тарпищева нужно уволить со всех постов за шутку в адрес сестер Уильямс?

Это заведомо проигрышная позиция, во-первых, от нее за фарсахам несет лицемерием, а во-вторых, потому что все-таки есть запретные темы для шуток. Только вот тех, кто эту грань переходит, не расстреливать нужно, а тащить в суд, как то и принято в цивилизованном обществе.

В России за самую «нецензурную» шутку могут дать максимум пару лет. А реально отделаешься штрафом или общественными работами. А вот за убийство 16 человек – пожизненное, без вариантов. Это еще если живым при задержании возьмут. И в большинстве западных стран дело обстоит примерно так же.

Оскорбили чувства, ранили в самое сердце – иди в суд. Но наши либеральные друзья об этом не говорят, они отстаивают заведомо глупые тезисы о том, что шутить можно о чем угодно. И чего добивается таким образом гражданин Шендерович, чтобы ему в комментарии шуток про холокост накидали? Или про холокост все-таки шутить нельзя? А про агентов западных спецслужб, которые тренируют джихадистов, можно?

За каким-то чертом еще все вместе вписались в публичный спор с Кадыровым. Нет, он должен был рукоплескать призывам тиражировать карикатуры на пророка, ага. Пожалейте нервы человека, за фанатами ИГИЛ* по кавказским горам ему бегать, а не Ходорковскому с Венедиктовым.

Вся эта дискуссия отвлекает нас от действительно важных вопросов. Если в чем-то правительство Франции и виновато, то в совершенно бездумной политике в отношении Ближнего Востока. Обращаться с оружием братья-террористы вовсе не во французском тире учились.

Раз за разом, где-то с тех времен, когда бритты поддержали последователей Абд аль-Ваххаба, чтобы выкинуть Османов с Аравийского полуострова, западный мир делает одну и ту же ошибку. Выращивает чудовище, которое потом не получается загнать в клетку.

Ведь кто-то покупает у тех же ИГИЛ и «Аль-Каиды» нефть по бросовым ценам, кто-то поставляет им оружие для борьбы с нехорошими тоталитарными режимами. Оплачивает билеты братьям Куаши, чтобы они могли потренироваться в лагерях в Йемене, чтобы потом метче стрелять по полицейским и журналистам. И вот этот кто-то явно не в бедных кварталах Парижа живет. Но на эту тему говорить, к сожалению, как-то никто не хочет, поэтому и я не буду.

В завершение хочется сказать одно. Террористы действительно добились своей цели. Пантеон мучеников «свободы слова» пополнился журналистами из «Шарли Эбдо», пантеон мучеников борьбы за тотальный ислам также обзавелся тремя мучениками, которые станут примером для кого-то другого. Два мира стали еще дальше друг от друга.

И чтобы результат вышел именно такой, что Энтео, что Ходорковский с Венедиктовым и компанией труда приложили не меньше, чем братья Куаши. Так что чума на оба ваших дома, дорогие мои. И те, «которые Шарли, и те, которые не Шарли».

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............