Ветер перемен

@ из личного архива

3 июля 2014, 08:22 Мнение

Ветер перемен

Антиамериканская риторика Путина и в этот раз была традиционно жесткой, а заявление о несостоятельности однополярного мира, который приводит к повсеместным военным и политическим кризисам, может быть намеком на новую модель внешней политики РФ.

Александр Чаусов Александр Чаусов

кандидат исторических наук, публицист

Недавнюю речь Путина перед сотрудниками МИД РФ активно обсуждают сейчас в СМИ и в Сети. Поговорить там есть о чем – Путин дал массу информационных поводов. Понятна и тематика речи – внешняя политика и положение сотрудников Министерства иностранных дел.

Не все ж, в конце концов, «вежливым людям» действовать. У нас есть пространство и для дипломатического маневра

Кстати, по поводу положения послов и сотрудников МИД РФ, речь о которых зашла уже в конце выступления, уже последовала самая пространная реакция из США. Некоего профессора Мичиганского университета Владимира Шляпентока более всего возмутил пассаж Путина именно об увеличении зарплат и внесении предложения дать статус отдельной гражданской службы работе в МИД.

По его словам, «...чтобы публично и резко повысить заработки дипломатов – это вещь, насколько я понимаю, беспрецедентная. Каков смысл этого акта? Это сигнал, что их деятельность пропагандистская, не дипломатическая».

Честно говоря, лень искать прецеденты в мировой истории и истории США с обособлением статуса работников МИД. Хотя даже без обособления этого статуса периодически американские или британские дипломаты, сотрудники посольств оказывались немножко шпионами.

Но речь не об этом. Речь о столь оперативной и бурной реакции на, казалось бы, обыденное, сугубо внутреннее дело даже не России, а российского МИДа. Здесь, во-первых, хочется поздравить Лаврова и его команду. Значит, наши дипломаты действительно работают на отлично.

И если от некоего «мичиганского эксперта» звучит столь резкая критика с неприкрытыми опасениями по поводу российской дипломатии – значит, наши дипломаты в состоянии продавливать российские внешнеполитические интересы на международной арене.

Это радует, не все ж в конце концов, «вежливым людям» действовать. У нас есть пространство и для дипломатического маневра. И вполне понятно, почему это сильно не нравится именно некоему американскому профессору.

Наши отечественные либеральные оппозиционеры вообще не особо вслушивались в то, что именно говорил Путин. Они пошли альтернативным путем и критиковали то, как говорил и выглядел президент. По их мнению, Путин «устал, жаловался, от бравады не осталось и следа, тяжело дышал, делал частые паузы». Также некоторыми комментаторами была снова выражена надежда на то, что «скоро Путин того...»

Понятно, что это очень выгодная точка зрения для нашей либеральной общественности.

С одной стороны, она хоть как-то сохраняет их картину мира, в которой Россия – тот самый адский Карфаген, который вот-вот будет разрушен, и Крым вернется в состав Украины.

С другой – такая «качественная» оценка позволяет вообще не заострять внимания на смысле сказанного президентом РФ. А смысл этот, стоит подчеркнуть, в картину мира отечественного либерала не очень вписывается.

Так вот, в принципе, ничего удивительного в том, что Путин выглядел уставшим – нет. Это вполне естественно проистекает из той колоссальной работы, которую он проделал за последние несколько месяцев.

Был присоединен Крым, был решен ряд вопросов по «Южному потоку», были попытки соглашений о процессе мирного урегулирования украинского кризиса с Порошенко (к сожалению, неудачные).

Было заключено соглашение с Белоруссией и Казахстаном по вступлению в Таможенный союз и продолжены переговоры по вступлению в ТС Армении. Начата подготовка к саммиту стран ШОС и БРИКС в Уфе в 2015 году.

Обо всем этом, кстати, президент РФ рассказал в своем обращении, но оно прошло как-то мимо ушей некоторых альтернативно политических граждан. Это и к вопросу о причинах усталости президента, и к вопросу о том, почему в плане «Путин скоро того...» – не дождутся.

Что касается других программных заявлений Путина, особый интерес представляет риторика Путина по отношению к ЕС. Президент назвал Европу нашим «естественным партнером». Это что касается опасений «окончательного поворота в сторону Азии», которые в последние годы регулярно звучат в публичной повестке. Россия – это не Азия, несмотря на тесное сотрудничество со странами Азии, что еще раз в своей речи подтвердил Путин.

И вполне понятно, в общем контексте, что наша «битва за Европу» продолжается и наши совместные интересы с европейскими странами мы не сдадим, несмотря ни на какое внешнее давление. Но и связям со странами Азии, такими как Вьетнам, Китай и, внезапно, Япония, была посвящена определенная часть выступления президента.

С одной стороны, понятно, что мы давно и плотно сотрудничаем с азиатским регионом. С другой – называя конкретные государства, Путин начал обрисовывать примерные очертания новой мировой модели, поскольку модель однополярного мира оказалась несостоятельной.

Вообще антиамериканская риторика Путина и в этот раз была традиционно жесткой, но заявление о несостоятельности однополярного мира и о том, что такая модель приводит к повсеместным военным и политическим кризисам – в Сирии, Ливии, Ираке и на Украине – может быть намеком на новую модель международной политики РФ.

Тем более если учесть уже озвученный выше факт обособления дипломатической работы и перевода ее в статус отдельной гражданской службы.

Источник: Блог Александра Чаусова

..............