Ходорковщина

@ из личного архива

28 апреля 2014, 14:41 Мнение

Ходорковщина

За счет украинских налогоплательщиков российский олигарх Ходорковский предлагает сформировать антикоррупционный комитет для «репатриации арестованных денег на Украину» и, судя по всему, планирует его возглавить.

Юрий Городненко

политолог (Киев)

В Киеве завершился конгресс интеллигенции «Украина – Россия: диалог». На следующий день его участники перебрались в Харьков. Организаторы мероприятия – Михаил Ходорковский и Юрий Луценко.

Почему, чтобы помочь украинскому народу, надо обязательно лезть в его карман?

Одним из спонсоров стал украинский олигарх Петр Порошенко, претендующий на пост главы государства. Но основные средства взяты из бюджета страны.

За счет украинских налогоплательщиков российский олигарх Ходорковский предлагает сформировать антикоррупционный комитет для «репатриации арестованных денег на Украину» и, судя по всему, планирует его возглавить.

Невольно возникает вопрос: почему, чтобы помочь украинскому народу, вернуть украденное, надо обязательно лезть в карман к налогоплательщику? Если так хочется помочь, то можно потратить свои средства, приобретенные в лихие 1990-е далеко не законным путем.

После заявлений о необходимости создать антикоррупционный комитет экс-глава ЮКОСа прибыл в Донецк на встречу с самым богатым олигархом Украины (22,3 миллиарда долларов по версии Bloomberg) Ринатом Ахметовым и владельцем «Индустриального союза Донбасса» Сергеем Тарутой (597 миллионов долларов по версии журнала «Форбс»).

Эти люди совсем еще недавно достаточно успешно сотрудничали с «преступным режимом Януковича». Ходорковский надеется убедить их вернуть стране все, что было приватизировано за бесценок при беглом, но все еще легитимном президенте?

Будет интересно посмотреть, как Ахметов передаст в государственную собственность, например, «Укртелеком», а Тарута – Краматорский металлургический завод.

А можно ли ожидать от Запада возврата украденных средств?

Яркий пример – Павел Лазаренко. В 1996–1997 годах он занимал пост премьер-министра Украины, а до этого управлял одной из самых экономически развитых областей страны – Днепропетровской.

По данным ООН, он похитил около 200 миллионов долларов, по украинским – 320 миллионов долларов. В феврале 1999 года Лазаренко бежал в США после того, как Верховная рада проголосовала за лишение его депутатской неприкосновенности и дала согласие на арест.

Экс-премьер-министр попросил Вашингтон предоставить политическое убежище. Вместо этого ему предъявили обвинение в отмывании денег.

#{image=767878}Лазаренко заплатил сначала залог в 86 миллионов долларов, затем власти США оштрафовали его на 10 миллионов долларов и, наконец, арестовали на счетах бывшего премьер-министра в западных банках 477 миллионов долларов.

Кроме того, калифорнийский суд конфисковал виллу беглого чиновника на территории штата площадью в 6 тысяч кв. м. Получила ли хоть что-то Украина? Ничего, ни цента. Даже не вспомнили, несмотря на беспрерывные обращения официальных властей.

Подобного подхода Запад придерживается и в других случаях. Президент Филиппин Фердинанд Маркос за счет незаконных операций с бюджетными средствами и имуществом стал владельцем состояния в размере от 5 до 10 миллиардов долларов.

После свержения в 1986 году он бежал в США. В 1990 году швейцарский Федеральный суд подтвердил возможность возврата украденных семейством Маркос средств филиппинскому государству. Но до сих пор деньги (сам диктатор умер еще в 1989 году) не возвращены.

Состояние индонезийского президента Сухарто составляло 15 миллиардов долларов. В 1998 году он ушел в отставку в результате студенческих волнений. В 2008 году он умер, но до сих пор Индонезия не может получить принадлежавшие ему 9 миллиардов долларов со счетов в австрийском банке. Та же ситуация и с зарубежной недвижимостью.

Не возвращает Запад и средства диктаторов. Ничего не получил Заир (Демократическая Республика Конго) из зарубежной собственности Мобуту Сесе Секо, Центрально-Африканская Республика – из денег Бокассы, Уганда – из украденного Иди Амином.

Их преступления давно осуждены мировым сообществом. При этом попытки вернуть имущество наталкиваются на отказ.

То, что западные страны никогда никому ничего не отдают, не может не знать Ходорковский. Поэтому, говоря о «репатриации денег», он явно лукавит. Цель его визита на Украину явно иная.

Скорее всего, правы те, кто видит у Ходорковского желание получить доступ к украинским бюджетным средствам. Судя по всему, помочь ему в этом собирается целая когорта российских интеллигентов, слетевшихся на конгресс «Украина – Россия: диалог» – Виктор Шендерович**, Максим Шац, Татьяна Лазарева**, Дмитрий Быков**, Людмила Улицкая, Марат Гельман**, Юлия Латынина.

И ничего, что при этом они ставят одной из целей борьбу с собственной страной («обсуждение мер противодействия госпропаганде Кремля» на их языке). Ничего, что фактически призывают Кремль предать русскоязычных граждан Юго-Востока («не допустить вмешательства во внутренние дела Украины в вопросе государственного устройства, самоуправления и языковой политики»).

Ничего, что предпочитают не слышать заявления «министра внутренних дел» Арсена Авакова о том, что киевские СИЗО переполнены «сепаратистами», т.е. теми, кто имеют отличное от хунты мнение.

Для «лучших представителей» российской интеллигенции это не имеет значения. Как не имеет значения то, что их конгресс проходил на фоне огромного портрета Степана Бандеры, «украшающего» фасад киевской городской администрации на Крещатике. Как не важно, что рядом Бабий Яр, а на улицах Киева орудуют неонацисты из ярошевского «Правого сектора*» и тягнибоковской «Свободы».

Владимир Путин пошел навстречу мнению интеллигенции. И что же мы видим? Открытое предательство своей страны. Неужели российская общественность не видела, что, освободившись, Ходорковский сразу начнет открыто вредить геополитическим интересам России, консолидируясь с неонацистами (т.е. с теми, кто сжигал его соотечественников в концлагерях)?

Ходорковщина – это один из современных российских парадоксов. Президента России критикуют за то, что он якобы сохраняет олигархическую, неолиберальную модель. Между тем, когда он начинает прижимать кого-либо из олигархов, интеллигенция, жалующаяся на социальную несправедливость, вместо поддержки старается дистанцироваться от позиции власти.

Экономисты-неолибералы активно критикуют руководство и постоянно присутствуют в информационном поле. Мнение сторонников смешанной экономики не слышно.

Владимир Путин постоянно обращается не к украинской политической элите, а к народу. Редакторы российских телеканалов, напротив, упорно предпочитают приглашать в эфир в большинстве случаев депутатов и чиновников с Украины.

Российские СМИ придерживаются спокойной, взвешенной позиции. Считают, что это преимущество. Западные же средства массовой информации ведут свою кампанию предельно агрессивно, жестко, воинственно.

И выигрывают, т.к. время для миролюбивых заявлений и отрешенной аналитичности в XXI веке прошло. Они изображают сторонников евромайдана мирными демонстрантами, подкармливающими голодный «Беркут» пирожками, а сторонников федерализации на Юго-Востоке – злобными, бородатыми российскими бандитами-спецназовцами, крушащими госучреждения, убивающими оппонентов.

В итоге формируется общественное мнение, крайне негативно настроенное по отношению к России, требующее «решительных действий» против Кремля. Это дает поле для маневра президенту США Обаме.

Он в любой момент может выступить с менее агрессивными заявлениями и представить это как уступку Москве. Мол, смотрите, американская общественность требует от меня голову Путина, но я готов согласиться «всего лишь» на возврат Крыма и включение Украины в НАТО. И преподносится как верх миролюбия и уступчивости Вашингтона.

Мы же своего президента Владимира Путина не только лишаем такой возможности, сохраняя аналитичность и взвешенный подход на телеканалах. Мы спокойно смотрим, как наша интеллигенция предает свою страну, занимается ходорковщиной!

В результате у сторонников России складывается впечатление, что Россия слаба и проигрывает, а российский народ постепенно утрачивает свою пассионарность. В Донецке и Луганске начинают думать, что Ходорковский, Немцов, Быков, Шендерович, Шац, Лазарева, Улицкая, Гельман – люди, привыкшие паразитировать на предательстве своей страны, крикливые и агрессивно-активные – это и есть современная Россия.

Но тогда какой смысл, задаются вопросом жители пророссийского Донбасса, менять Турчинова на Ходорковского, Яценюка на Немцова, Фарион – на Татьяну Лазареву и Шендеровича?

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

** Признан(а) в РФ иностранным агентом

ВЫ СОГЛАСНЫ С АВТОРОМ?

884 голоса
50 голосов

..............