Безоружный охранник – это не охранник вовсе. Это абсурд. Безоружный ничего не может, и недавняя трагедия в московской школе это наглядно продемонстрировала.
Если подросток может в школе убивать, кто защитит от взрослых и подготовленных душегубов?
Тамошний охранник не мог оказать сопротивления. Но его коллеги не смогут противостоять злодеям не только с винтовками и автоматами, но и с ножами или бейсбольными битами.
В Израиле в школах и детских садах, а также других социальных учреждениях дежурят вооруженные охранники. Именно вооруженные. Это решение власти приняли после захвата террористами школы в Маалоте в 1974 году.
Во время штурма спецподразделением израильской армии 21 школьник, трое учителей и один солдат погибли. С тех пор школы в Израиле не захватывали ни террористы, ни сумасшедшие.
Знаете почему? Потому что их туда просто не пускают. А в московскую школу пустили – двое убитых, один раненый. И тяжелейшая моральная травма для десятков учеников, для учителей, родителей. И ощущение полной беззащитности у всех остальных.
Если подросток может в школе убивать, кто защитит от взрослых и подготовленных душегубов?
У нас «охранники» в школах появились после теракта в Беслане. В театрах – после захвата заложников в театральном центре на Дубровке. Но безоружные.
Как часто бывает, вместо реального усиления мер безопасности мы получили имитацию с бессмысленной тратой средств. Зарплату ведь они получают, как, кстати, и заместители директоров школ по безопасности.
А чем заняты? Орут на детей, мешают родителям забрать ребенка из школы, пройти поговорить с учителем. Это они могут – остановить законопослушного человека и морочить ему голову, ощущая свою власть и значимость, развлекая себя от тупого безделья.
А перед злодеем поднимают руки вверх и даже провожают в класс, не мешая убивать и брать заложников.
В социальных сетях противники вооруженной охраны с уверенным видом знатоков пишут: «А что может сделать один даже вооруженный охранник?»
А кто сказал, что он должен быть один? Любой специалист объяснит, что численность охраны зависит от множества факторов. От размеров объекта, количества людей на нем, времени, необходимого для их эвакуации в случае угрозы, систем инженерной защиты, близости отделения, скорости прибытия его подразделений.
Охранников может быть и двое, и трое – столько, сколько надо. Бывает, что один стоит у ворот (выносной пост), а второй в помещении, а еще пеший патруль по периметру. Количество определяется специалистами. Но если охранник не вооружен, то он может только пополнить число жертв или заложников.
Еще один аргумент в споре – это профессиональные качества охранников, мол, посмотрите, кого туда берут... Это верно, берут сегодня не самых лучших и подготовленных.
А почему? Да как раз потому, что надобности в охранниках-профессионалах нет. В 90-х годах ЧОПы уделяли огромное внимание не только подбору людей, но и их постоянным тренировкам и повышению квалификации. Поскольку доверяли им оружие.
Однако МВД, мягко говоря, вовсе не заинтересовано в развитии ЧОПов. Так считают профессионалы, работающие в этой отрасли. «То, что в МВД существует организация – вневедомственная охрана, фактически коммерческая структура, работающая на рынке безопасности, и при этом МВД контролирует ЧОПы, то есть конкурентов, – это классический конфликт интересов», – убежден член Общественной палаты России, председатель Профсоюза негосударственной сферы безопасности Дмитрий Галочкин.
По его данным, сегодня в России 700 000 частных охранников, но из них лишь 200 000 имеют право работать со служебным оружием.
По мнению Галочкина, охранник в школе № 263 «сделал все, что требовала инструкция», нажал «тревожную кнопку». «Нынешняя система безопасности школ не приспособлена для противодействия насильственному, тем более с применением оружия, проникновению в школы», – заявил он в интервью ИТАР-ТАСС.
Однако для введения в школах вооруженной охраны необходимо, по мнению члена ОП РФ, выполнить ряд условий, в частности разработать профессиональный стандарт школьного охранника, разработать систему допуска со стороны медиков и Госнаркоконтроля, пересмотреть нормативно-правовую базу. «Вот при соблюдении ряда условий станет возможным введение в школах вооруженной охраны», – полагает Галочкин.
Но вооруженная охрана необходима не только в школах. В нашей стране, к сожалению, в вопросах безопасности общество предпочитает полагаться на традиционный «авось».
В детских садиках даже безоружные вахтеры – редкость, хотя вооруженная охрана нужна и там, и в больницах, и в роддомах. Разве мы забыли, что медицинские учреждения тоже становились объектами атак террористов?
В театрах установленные рамки металлоискателей зачастую отодвинуты и пылятся в углу. А если и не пылятся, то на их сигналы реагируют далеко не всегда. Но и в театрах охранники безоружны. Как они смогут оказать сопротивление злодеям?!
Часто слышу, что сравнения с Израилем некорректны, там страна маленькая, школ, соответственно, меньше, чем у нас, а в России денег не хватит на оплату вооруженных чоповцев.
Денег, я уверен, хватит, если будет принято политическое решение. Дорого? Да, недешево.
Но представьте себе, что это ваш ребенок окажется заложником в школе, ваша беременная жена будет стоять под дулом автомата в роддоме, ваша мать – в больнице или вы сами – в театре вместе с семьей.
И как, вам еще кажется, что безопасность слишком дорога и не стоит на нее потратить денег?