В Москве 24 февраля в Замоскворецком суде ожидается вынесение приговора участникам массовых беспорядков 6 мая 2012 года на Болотной площади. Они обвиняются по статьям 212 УК РФ (массовые беспорядки) и 318 УК РФ (насилие в отношении представителей власти). Обвинение запросило для них от пяти до шести лет лишения свободы.
Насильственные действия со стороны митингующих должны пресекаться, какими бы ни были мотивы манифестаций – политическими, профсоюзными или религиозными
На фоне украинских событий тема наказаний за организацию и участие в массовых беспорядках вновь вернулась в повестку дня. На фоне внедрения в наше сознание блогерами, что в демократических странах людей в тюрьму не сажают, напомним, как обстоят с этим дела в «лучших домах Европы».
Так, по статьям, аналогичным 212 УК РФ, в Великобритании можно получить до 10 лет лишения свободы.
Основным законом, регулирующим проведение шествий и демонстраций в Великобритании, является закон об охране общественного порядка в редакции от 1986 года. По этому закону, для «насильственных беспорядков» (violent disorder) достаточно лишь трех участников, для признания виновным по этой статье – только угрозы насилием. За нарушения при проведении мирных акций полагается штраф до 5000 евро и 10 лет заключения за участие в уличных беспорядках. Штраф в 5000 евро можно получить за нарушение установленных сроков подачи уведомления, а также несогласованное изменение даты, времени и маршрута шествия.
В августе 2011 года в бедных районах Лондона и других британских городов прошли массовые беспорядки, поводом для которых послужила гибель 29-летнего чернокожего жителя Тоттенхэма от рук полицейского. Тогда протестующие начали массовые погромы и разграбления магазинов. Полиция задержала более трех тысяч человек по всей стране.
К февралю 2012 года 2710 участников уличных акций предстали перед британскими судами. Осуждены были 1519 участников волнений. Большинство манифестантов получили реальные сроки без отсрочки – в среднем 14,2 месяца лишения свободы. А в августе 2012 года группа из 16 человек получила сроки от 16 месяцев до девяти лет. По версии следствия, будучи членами одной банды, они выступили зачинщиками волнений в предыдущем году.
В федеральном кодексе Соединенных Штатов есть общее определение массовых беспорядков (раздел 18, § 2101–2102). Таковыми считается нарушение общественного спокойствия с применением насилия или угрозой его применения при наличии непосредственной возможности группой из трех и более лиц. За участие или призывы к беспорядкам полагается до пяти лет лишения свободы. Также в каждом штате действуют свои нормы.
В большинстве штатов физическое нападение на полицейских карается штрафом (залогом) от 5 до 10 тысяч долларов и сроком от полугода до пяти лет пребывания в исправительных учреждениях.
В штатах Флорида и Нью-Джерси в зависимости от отягчающих обстоятельств и причиненного здоровью ущерба за нападение на полицейских и пожарных в тюрьме можно задержаться на 10 лет и попасть на штраф в 150 тысяч долларов.
Законодательство штата Нью-Йорк различает массовые беспорядки первой и второй степени. Когда пятеро и более лиц ведут себя агрессивно, нарушая общественное спокойствие, это считается проступком (misdemeanor) класса «A», за который полагается до одного года лишения свободы. К той же категории относятся призывы к массовым беспорядкам, если подозреваемый обращается к 10 гражданам и более. Наказание для участника беспорядков может возрасти, если численность группы превышает 10 человек и та причиняет существенный вред чьему-либо здоровью и имуществу. Это уже более высокая категория правонарушения – преступление (felony) класса «E», за которое полагается до пяти лет тюрьмы.
Нежелание расходиться, после того как полиция приказала разойтись по громкоговорителю, грозит залогом (штрафом) в 10 тысяч долларов за сопротивление при задержании. При этом полиция не дожидается решения суда, для того чтобы приказать расходиться.
Если в парке между Капитолием и мемориалом Линкольна собирается 25 или более человек, требуется обратиться с уведомлением в городскую полицию. К слову о нашей любимой 31-й статье Конституции.
1 октября 2011 года на пике движения Occupy Wall Street полиция разогнала марш через Бруклинский мост. Силовики впустили демонстрантов на мост и, как утверждали потом в суде многие активисты, «выманили» их на проезжую часть. Потом начались задержания – в основном за «нарушение общественного спокойствия», которое выразилось в препятствовании движению транспорта. Всего на мосту были задержаны 732 человека.
В зависимости от содеянного участников марша либо отпустили, либо отправили в суд. Так, например, Сесилию Макмиллан, 25-летнюю студентку, до сих пор судят за нападение на полицейского, и ей грозит до семи лет тюрьмы.
Вообще на акциях Occupy Wall Street полиция неоднократно задерживала митингующих в масках, ссылаясь на закон, принятый еще в 1845 году. В некоторых других штатах власти имеют право использовать законы, принятые против маршей Ку-клукс-клана и запрещающие скрывать лица участников демонстраций.
Примечательно, что в соседней с США Канаде после студенческих беспорядков в Монреале парламент в срочном порядке рассматривает законопроект C-309, который предусматривает штраф в 5 тысяч канадских долларов или лишение свободы на срок до 10 лет за участие в беспорядках с маской на лице.
В Германии и Франции предусмотрены наказания за ношение масок и щитов на массовых акциях. Во Франции за эти нарушения предусмотрено три года заключения и штраф в 45 тысяч евро.
В уголовном кодексе Франции в секции «De la rébellion» («О восстании») описываются правонарушения, связанные с неподчинением и препятствованием работе представителя власти с применением насилия. Такое определение «восстания» как раз применимо к участникам несанкционированных акций.
В связи с событиями 2005 года максимальные наказания в этой секции были увеличены. Раньше за сопротивление представителю власти с применением насилия полагалось шесть месяцев лишения свободы, в составе группы – год, с оружием – три года, а с оружием и в составе группы – семь лет. Теперь дают год, два, пять и десять соответственно.
В октябре 2005 года гибель чернокожих подростков спровоцировала волну беспорядков в иммигрантских кварталах 274 французских городов. Скопившееся между властями и этническими общинами напряжение вылилось в столкновения с полицией, погромы и поджоги. За 20 дней волнений ранения получили 126 полицейских и пожарных; погибли два мирных жителя.
В результате действий полиции был арестован 2921 человек, примерно треть из них были несовершеннолетними. Суд признал виновными в различных нарушениях около 600 из них, включая сотню подростков. В зависимости от состава и возраста сроки разнились от четырех месяцев до пяти лет.
В части массовых беспорядков довольно схожи уголовные кодексы России и Латвии: признаками массовых беспорядков по статье 225 латвийского УК являются погромы, разрушения, поджоги, уничтожение имущества, насилие в отношении лица или сопротивление представителю власти. Но есть и важное отличие: организация считается менее тяжелым преступлением, чем участие. За первую дают от трех до двенадцати лет, а за второе – от восьми до пятнадцати. Отдельного состава «Призывы к массовым беспорядкам» нет.
13 января 2009 года оппозиция и профсоюзы провели в центре Риги 10-тысячную мирную акцию с требованием роспуска Сейма из-за экономического кризиса. По ее окончании небольшая группа демонстрантов пошла к зданию латвийского парламента, где столкнулась с полицией. Та применила резиновые пули и слезоточивый газ. Протестующие отступили и пошли громить магазины и переворачивать машины.
По итогам той ночи полиция задержала 126 человек – в основном по подозрениям в грабежах и вандализме. 20 февраля правительство подало в отставку, но на преследование погромщиков это, конечно, никак не повлияло. Приговоры были разные. По самому первому обвиняемый получил 3,5 года лишения свободы с учетом предыдущих судимостей за кражи. Латвийский музыкант-фольклорист Ансис Берзиньш получил полтора года условно.
Таким образом, практически во всех странах Европы и в Америке предусмотрены правовые последствия уличных беспорядков.
В ходе крупнейших массовых беспорядков на Западе в последние несколько лет, как правило, не погашенные в самом начале выступления приобретали колоссальную разрушительную силу. Толпа легко поддавалась подстрекательским призывам совершать противоправные действия – призывам к хищению, терроризму, нападению, убийствам, поджогам и погромам. И часто было трудно отделить активных участников массовых беспорядков от лиц, случайно втянутых в водоворот этих событий.
В правовом государстве самое главное – не перегнуть палку и не применять слишком часто насильственные методы. Но долгосрочное занятие территории является вызовом общественному порядку. Поэтому насильственные действия со стороны митингующих должны пресекаться, какими бы ни были мотивы манифестаций – политическими, профсоюзными или религиозными. А участникам уличных акций, которые причиняют ущерб имуществу, вред здоровью других людей и представителей сил правопорядка на улицах Москвы, Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Риги и других городов, должно быть предъявлено обвинение по статьям уголовных кодексов, которые определяют, где заканчивается политика и начинается преступление.
Источник: Блог Андрея Татаринова