Историческая графомания

@ из личного архива

9 октября 2014, 08:23 Мнение

Историческая графомания

Вы никогда не задумывались, чьи имена и в какой последовательности назвали бы, если список из 20 человек под заголовком «Эти люди изменили мир» попросили составить вас?

Елена Кондратьева-Сальгеро Елена Кондратьева-Сальгеро

журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»

Вы никогда не задумывались, чьи имена и в какой последовательности назвали бы, если бы список из 20 человек под заголовком «Эти люди изменили мир» попросили составить вас?

Почему никто не вносит в списки изменивших мир людей, например, Улофа Пальме – между прочим, символа социал-демократии? Потому что он из ма-a-aленькой Швеции

Уточнив: религию и мифологию не предлагать – ни Христа, ни Магомета, ни Будды, ни Прометея, ни Робин Гуда. Hи богов, ни святых, ни разбойников, ни мифов, ни легенд. Принимаются исключительно персоналии, реальность которых ни у кого не вызывает сомнений и благодаря которым, на ваш острый взгляд, мир потерпел чувствительные изменения, в хорошем смысле этого словa, или совсем наоборот.

Очень любопытно прикинуть и обдумать.

Не так давно редакция серьезного французского журнала «История» провела серию опросов с вышеупомянутыми оговорками среди своего читательского контингента, уровень которого следует обозначить как «солидный интеллектуальный»: читатели этого журнала имеют как минимум полное среднее образование, а в подавляющем большинстве – и высшее университетское.

Сама по себе эта статистика, конечно же, носила весьма поверхностный и крайне субъективный характер, поскольку редакция предоставила читателям щепотку предварительно отобранных лично ею имен, попросив распределить их в последовательности, от самого важного до самого малозначительного персонажа, правда, заранее извинившись за пристрастность в выборе и сославшись на реальнo гигантский объем задачи. Главное – идея, а уж дальше сами – думайте, сопоставляйте.

Oбщие тенденции и некоторые выводы, проглянувшие из результатов, оказались интересными. Причем выводы редакции не совсем совпали с читательскими. А мои собственные вообще пошли стороной.

Мне прежде всего показалось, что не менее половины предложенных исторических личностей бесспорно сыграли огромные роли в судьбах отдельных стран и даже целых континентов, но никак не «мира» в глобальном смысле этого емкого слова.

Потому что, если Колумб все-таки открыл Америку, а Пастер – способ спасать миллионы жизней, то, например, Гарибальди или королева Виктория, мне кажется, имели более локальное значение и никоим образом не содрогнули всю планету.

Далее, среди отобранной редакцией двадцатки «изменивших мир» соотношение сил выглядит весьма однобоким.

Так, например, если (согласно редакционному объяснению) Уинстон Черчилль, несомненнo, является почетным участником изменения мирового порядка, потому что он «отважился сказать «нет» одновременно и Гитлеру, и Сталину», то остается не совсем ясным, почему в таком случае в двадцатку неповторимых не включили также генерала де Голля, который, как известно, умудрился сказать «нет» всем одновременно, сначала твердо попросив вывести американские войска с территории давно освобожденной Франции, a потом выведя саму Францию из состава НАТО и дав таким образом недвусмысленно понять, что его страна сама решит, кто ей и строить и жить помогает.

Кому-нибудь еще на текущий момент удалось нечто подобное? Приятно вспомнить, что были в истории и такие имена и такие времена! Были, но в список не вошли.

Среди людей, радикально изменивших мир хоть в какую-нибудь сторону, Карл Маркс, кстати, тоже не упоминается, хотя некоторые деятели некоторых революций в списке фигурируют. А уж сколько мировых изменений они все наворотили с его легкой, но суровой руки – ни малейшему сомнению не подлежит.

Впрочем, судите сами – вот выбор серьезного издания на 2013–2014 гг. по важности вклада в мировую (именно в мировую!) историю:

1.Уинстон Черчилль; 2. Юлий Цезарь; 3. Луи Пастер; 4. Адольф Гитлер; 5. Альберт Эйнштейн; 6. Галилео Галилей; 7. Христофор Колумб; 8. Авраам Линкольн; 9. Джордж Вашингтон; 10. Махатма Ганди; 11. Карл V Мудрый; 12. Ленин; 13. Королева Виктория; 14. Вильгельм Завоеватель; 15. Марко Поло; 16. Мао Цзэдун; 17. Екатерина II Великая; 18. Папа Иоанн-Павел II; 19. Джузеппе Гарибальди; 20. Гамаль Абдель Насер.

Зажмурьте глаза и быстро назовите первую ассоциацию, приходящую на ум, при прочтении этого списка. Поделюсь: у меня немедленно возник в памяти чей-то очень давний юмористический рассказ из «Литературки» 80-х, о графоманах, любящих без разбору все слова вообще, всякие, разные, по отдельности и вперемежку – «атмосфера, бабушка, полундра». Что-то вот эдакое.

К реальности вернуло пространное объяснение редакции о сложностях предпринятой задачи, оспаривать которoе, безусловно, трудно: попробуйте сами отобрать 20 кандидатов на свой вкус и убедитесь.

Не иронизируйте над читателями, читатели – народ чистый и серьезный, выбирали из предложенного редакцией по степени важности каждого из имен. Черчилль вышел победителем; Эйнштейн после Гитлера, но перед Галилеем. Такая историческая графомания, всех понемножку, все вперемежку.

Самыми любопытными оказались некоторые комментарии.

Hапример, известный журналист и политический аналитик, отметив два последних места на галерке – Гарибальди и Насерa, делает вывод, что опавшая, как осенний лист, популярность этих деятелей имеет явные и веские причины: Гарибальди (согласно журналисту!) пожинает плоды безобразного поведения Сильвио Берлускони, и потому не в чести у широкой публики, а Гамаль Абдель Насер – жертва равно безобразного поведения исламских экстремистов, замаравших, среди многих прочих, и его репутацию.

Все может быть, все может быть... Виноватыми бывают и родственники, и соратники, и соотечественники, и даже собутыльники (это не про Гарибальди, конечно). Вот вам может быть смешно, а людям об этом говорят серьезно, в серьезном исследовании, в серьезном журнале, с далеко идущими выводами.

Ленин там рядом с королевой Викторией, Мао – с Екатериной Великой, Линкольн с Вашингтоном – рука об руку, номер 8, номер 9 – чувствительно «изменили целый мир». Вам чувствительно, как они оба-два изменили?

Мне не очень. Скажем, Ленин – да, изменил чувствительно, но в таком случае следовало с Маркса и список начинать. А так – атмосфера, бабушка, Мао Цзэдун, Екатерина Великая... В огороде бузина, a в Киеве, известно – свалка...

Другая интересная деталь, подмеченная в исследовании и патетически выведенная в заключительную риторику, тоже поставляет обильную пищу для глубоких размышлений: почему самые великие люди появляются в самые тяжелые исторические периоды?

И правда, почему: и Цезарь, и Черчилль, и Ленин, и Гитлер, и де Голль, и Жанна д'Арк, по выражению аналитикa – суть «продукты великих трагедий». А сколько замечательнейших людей так и не вышли на мировой уровень известности только потому, что их деятельность пришлась на спокойные (застойные?..) времена?.. Вопрос, само собой, риторический: читателям предлагается взять на заметку и обдумать.

Последний штрих к сумбурному исследованию сделал в заключение один из аналитиков, посетовав на неполиткорректную несправедливость самой истории: кто больше, того видней. Да.

В смысле: отчего все самые известные, знаменитые и почитаемые исторические личности всегда выходцы из больших и толстых стран?! Почему маленькие страны никак не пробьются к мировым стандартам популярности? Поди-ко ж ты, и здесь дискриминация!

Почему никто не вносит в списки отличившихся, например, Улофа Пальме – между прочим, символа социал-демократии? Потому что он из ма-a-aленькой Швеции, объясняет аналитик.

Почему никто не чествует каким-нибудь списком Кваме Нкрума, первого президента независимой Ганы? Потому что она ма-а-ленькая, эта Гана. Потому что никто точно не знает, где она, эта Гана, находится.

Мир такой сумбурный и меняющийся прямо на глазах изумленной публики. Может, в том самом месте давно уже не Гана, и она давно уже совсем не от тех зависит. Просто не поспеваешь за всем уследить, не то что списки составлять.

Почему никто не вспоминает Джомо Кениату, который столько сделал для подрыва британского колониализма? Или Лайоша Кошута, «мятежного символа венгерского народа»?

Не потому, сетует аналитик, что их имена трудно запоминать и выговаривать, а потому только, что все они выходцы из ма-а-леньких стран и мир изменяют незаметно. Не то что некоторые, типа Махатмы Ганди, Ленина или Мао Цзэдуна, которые имели счастье уродиться в странах-гигантах, легко находимых на любой карте мира.

Вот такие большие пироги. Но интересно получилось. Я до сих пор думаю и пытаюсь разобраться, где доля правды, где ложка дегтя. Присоединяйтесь. Пока в полной исторической графомании не погрязли все аналитики вокруг.

А она, между прочим, все это время вертится, как справедливо замечал один из двадцатки изменивших мир. И мир все это время продолжает меняться. Времена грядут как раз такие, которые, если верить аналитикам, должны оттяпывать великих людей из недр творения горстями. И бросать их лопатами на жернова истории.

Самый момент задуматься и прогнозировать. Потом рассмотрят и подсчитают, кто и как изменил мир. Кто останется, кого забудут. Кто заслужил, кого обидели. Но всех все равно перемешают в одной колоде. Следите за руками.

Делайте ваши ставки, господа!           

..............