«Что может Россия?»

@ ips-dc.org

20 сентября 2013, 09:50 Мнение

«Что может Россия?»

Пора компенсировать преобладание «прав инвесторов» над правами человека. Сегодня эти «права инвесторов» проникли и оказывают влияние на все реалии жизни, начиная с права на водопользование и заканчивая правом народа на самоопределение.

Мануэль Перес-Роча

координатор проекта «За справедливость в международном инвестиционном режиме» в рамках Institute for Policy Studies (IPS, Вашингтон), участник международной инициативы «Постглобализация»

Либеральные экономисты со страниц учебников говорили нам, что в мире нет альтернативы «свободному рынку». Нет альтернативы как плана развития.

Противостоять гегемонии США и неолиберальному фундаментализму необходимо путем разработки и реализации конкретных шагов для решения проблем мира

Мировой кризис поставил под сомнение эту аксиому. На Контрсаммите в Санкт-Петербурге эксперты со всего мира показали все многообразие иного – не основанного на принципах «Вашингтонского консенсуса» – пути.

И это ново по сравнению с обычной критикой уже парализованной неолиберальной политики, которая, тем не менее, еще приносит выгоду богатой финансовой элите.

Заезженное во всех странах слово «кризис» греческого происхождения. Означает оно «поворотный пункт» или «судьбоносную ситуацию». Действительно, именно после финансового кризиса 2009 года люди во всех странах увидели прекрасную возможность фундаментальных изменений.

Именно кризис открыл национальным правительствам возможность претворять в жизнь реальные альтернативы, многие из которых десятилетиями разрабатывались и представлялись общественными организациями и общественными движениями, заявлявшими, что «другой мир возможен».

Один из наиболее острых вопросов, который необходимо обсуждать сегодня – это фундаментальная проблема финансовых спекуляций. Именно они ведут к крайней неустойчивости продовольственных и нефтяных цен и в конечном итоге стимулируют инфляцию, голод и нищету, что, как следствие, раздувает огонь политических волнений. Подтверждением тому являются, например, столкновения  в Бразилии.

Рост спекулятивных экономик сегодня происходит благодаря тому, что США и международные финансовые и торговые институты, наряду с другими наделенными властью учреждениями (такими как ЕС), продолжают закрывать на это глаза. Например, попытки общественных организаций ограничить чрезмерную спекуляцию на товарных рынках остаются по большей степени незамеченными.

Робкие финансовые реформы, принятые в 2010 году в США, и меры, предпринятые Евросоюзом, слабо повлияли на действующие правомочия банков и финансовых групп, которые продолжают навязывать свои правила.

Более того, несмотря на экономические показатели, не в полной мере подтверждающие факт восстановления мировой экономики, министры финансов и главы центральных банков стран «большой двадцатки» публично заявляют о преодолении глобального кризиса.

Между тем наблюдается, что структурные преобразования и политика ограничений для «устранения дисбаланса», применяемые ими, негативно отражаются на благосостоянии значительной части населения планеты.

Именно поэтому Контрсаммит должен был озвучить четкие предложения и механизмы проведения замены засилья «экономики казино», которая продолжает оставаться основой «экономического роста» и накопления несметного богатства, на реальные производительные процессы, обеспечивающие учет будущих потребностей.

Одним из реальных инструментов этой «экономики казино» является делегирование транснациональным компаниям и спекулянтам полномочий по тысячам заключенных двусторонних договоров о защите инвестиций и соглашений о свободной торговле для обеспечения движения своих капиталов через границы без ограничений или задержек. Несмотря на доказательства пагубного влияния таких вновь заключаемых договоров на стабильность национальной и мировой экономики, число их растет.

Противостоять гегемонии США и неолиберальному фундаментализму необходимо путем разработки и реализации конкретных шагов для решения проблем мира. Проблем, связанных с неотложными социальными нуждами. Важно при этом противодействовать излишним спекуляциям.

Среди таких мер, во-первых, введение налогообложения инвестиционных сделок (до 0,05%) и валютных операций.

Во-вторых, перенаправление субсидий, выделяемых отраслям, использующим ископаемые виды топлива, на социальные программы и отмена налоговых льгот крупных отраслей, в том числе нефтедобывающей.

В-третьих, введение новых налогов на авиационные и иные грузоперевозки.

В-четвертых, налоги и сборы за каждую тонну выбросов двуокиси углерода, а также право развивающихся стран использовать средства МВФ на финансирование «зеленого фонда», не контролируемого Всемирным банком. Нужно это для предотвращения и борьбы с изменением климата.

И в-пятых ограничение противозаконного оттока капитала из развивающихся стран в богатые страны и наоборот путем ужесточения регулирования и повышения прозрачности операций.

Этот комплекс мер разработан с целью компенсировать преобладание «прав инвесторов» над правами человека. Сегодня эти «права инвесторов» проникли и оказывают влияние на все реалии жизни, начиная с права на водопользование и заканчивая правом народа на самоопределение и правом страны формировать свою модель экономического развития.

Такие страны, как Эквадор, Боливия и Венесуэла, возглавляют борьбу за изменение системы правил международных инвестиций, которые ставят коммерческие права выше прав человека.

В этой борьбе серьезная роль отведена и России. Ей следует предупредить мир, возможно, при поддержке других стран БРИКС, о доказанном провале и главных рисках представленной руководством Соединенных Штатов неолиберальной модели.

Кроме того, Россия и другие страны БРИКС должны стать более надежными экономическими и политическими союзниками Глобального Юга. Они могут помочь ему противостоять огромному давлению со стороны США и Европейского союза, требующих открыть свои рынки и отказаться от своего суверенитета по Соглашению о Транстихоокеанском сотрудничестве и Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству.

Наиболее сложной для России задачей и показателем успеха ее председательства на саммите «большой двадцатки» может быть представление миру реальных альтернатив настоящей модели развития.

Текст любезно предоставлен международной инициативой «Постглобализация»

..............