«Самый лучший день»

@ из личного архива

8 июля 2013, 11:57 Мнение

«Самый лучший день»

Начну издалека. Популярный мыслитель Олег Кашин*, которому так невыносимо тошно жить в наше время, знает простой рецепт счастья – оно наступит в стране, когда «уйдут эти». И далее перечисляет, кто.

Георгий Панкратов

писатель, публицист

День семьи, любви и верности.... Для кого-то очередной повод посмеяться: мол, «искусственная» дата, насаждаемая сверху (инициатива о его учреждении единогласно одобрена в Совете Федерации в 2008 году), для кого-то обыкновенный день – не выходной, значит и не праздник, что-то вроде Дня сталевара или рыбака для людей, не имеющих отношения к этим профессиям. Для кого-то (совсем уж запущенный случай) – очередной повод напиться. Но, сколь ни велико число «кого-то», все больше становится и тех, кто «открывается» празднику, считает его своим и действительно видит в нем смысл. Как по мне, смыслов в нем даже несколько.

Тем, кто любит рассуждать про светское государство, не стоит беспокоиться

Начну издалека. Популярный мыслитель Олег Кашин*, которому так невыносимо тошно жить в наше время, знает простой рецепт счастья – оно наступит в стране, когда «уйдут эти». И далее перечисляет, кто: «с баней и охотой, с серией «Библиотека всемирной литературы», с водкой с утра, духовностью, гомофобией, церковными орденами, группой «Любэ», Петром и Февронией, казарменным юмором, ненавистью к Западу, фильмами Гайдая». Для мыслителя характерно презрение к той части населения, которую принято называть простым народом – он способен терпеть ее разве как обслуживающий персонал. Разумеется, право иметь свой набор ценностей, интересов и просто жизненных удовольствий (в кашинском списке все смешано в одну кучу) – привилегия его личная и подобных ему мыслителей, но никак не «реднеков» (Кашин любит этот термин и использует в значении «быдло»). Оставив в стороне эмоциональный посыл кашинской речи, обратим внимание на то, что в быдло-списке оказались православные святые Петр и Феврония, почитаемые как церковью, так и простыми людьми. Видимо, массовость и популярность святых, к которым обращаются за помощью, – достаточное основание для интеллектуала Кашина считать себя «выше этого». Между тем Петр и Феврония, как мы знаем, имеют непосредственное отношение к сегодняшнему празднику: именно они – покровители семьи.

«В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Они скончались каждый в своей келье в один день и час – 8 июля 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Так и похоронили святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы», – должно быть, интеллектуалу Кашину эта история кажется невероятной пошлостью.

Мощи святых Петра и Февронии покоятся в городе Муроме. Туда со всей России и даже из-за границы приезжают паломники, чтобы поклониться мощам и испросить у святых благоверных супружеского счастья и согласия или же найти свою любовь. В отличие от «Валентинова дня», который многих раздражает легкомысленностью, сегодняшний праздник не имеет никакого отношения к «мимимишности» и розовым сердечкам. Петр и Феврония – это русская история и православная вера, не то что «заморский» Валентин. И ключевое слово в названии праздника – верность, на мой субъективный взгляд, наивысшее человеческое качество. Так чем же он может не нравиться?

Кто-то скажет, что такие праздники нельзя навязывать: семья должна быть почитаема и безо всяких специальных дат. Здесь вступает в действие «логика 8 марта»: мол, нужно любить женщину всегда, а не единственный раз в году. Но жизнь, как ни крути, – это повседневность, круговорот неотложных забот, и от этого никуда не денешься. Праздник ценен именно возможностью забыть обо всем на время, чтобы остановиться на чем-то важном. В конце концов, просто отдохнуть и посвятить время друг другу – это уже огромная ценность в мире бесконечных дел.

Конечно, среди недовольных есть и специфичная прослойка: например, сторонники ЛГБТ, полагающие, что главная цель празднования – очередное ущемление их прав, а вся эта история с Петром и Февронией – лишь мишура, служащая для сокрытия этой цели. Истерия вокруг секс-меньшинств казалась искусственной, но вот уже на наших глазах творится раскол между разными моделями обществ: в то время как США и Европа легализуют гей-браки, Владимир Путин заявляет, что для нашей страны это недопустимо.

Шутки закончились: Россия и Запад «встали на разные рельсы», избрали совершенно разные модели развития, и сегодняшний праздник в этом контексте обретает новый статус – символа нашего пути. Что бы ни говорили кашины, но этот путь – выбор не президента, а подавляющего большинства людей: в русской картине мира сожительство двух лиц одного пола никогда не будет семьей. Просто потому, что у слова «семья» другой смысл, и сегодняшний праздник – торжество именно этого, традиционного смысла. В государстве, опирающемся на семью, каковой уже становится – и обязательно станет – Россия, этот праздник должен быть одним из основных. Ежегодно лучшим семьям России вручается медаль за любовь и верность: так, в прошлом году награды получили около 6 тысяч семей. И это общественное поощрение – еще один немаловажный смысл праздника.

Тем, кто любит рассуждать про светское государство, не стоит беспокоиться: почитать Петра и Февронию никто не заставляет и даже не просит. История их жизни и любви – красивая легенда, которую стоило придумать, если бы ее не было. Люди верят в нее и едут в тот же Муром не потому, что работает пропаганда, а потому, что велит сердце. Моя возлюбленная ездила туда недавно; будь я свободнее, поехал бы тоже. Она, как и многие люди, считает, что эти святые помогают – оставим рассуждения о том, так ли это на самом деле, за пределами этого текста. Важно другое.

Вот я, например, допускаю возможность того, что такая поездка к святому месту для моей семьи и ее будущего – благо; и решаю признаться в этом. Условный Олег Кашин сразу же запишет меня в быдло. Те, кто против Путина, скажут, что я поддался «насаждаемой сверху» религии. Те, кто против Бога, выпишут мне диагноз «православие головного мозга». Неизвестный сетевой комментатор под этой статьей отметит, что она – бессвязный бред и что автор «писать не умеет, а еще публицист» и, довольный собой, ухмыльнется. А я – буду счастлив.

Чего и желаю всем, кто празднует этот день со своей семьей, в мире, любви и согласии.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............