«Без черного и белого»

@ из личного архива

24 июля 2013, 08:54 Мнение

«Без черного и белого»

При этом, как оказалось, создание (супер-)героев – непростая задача, справлялось с которой каждое государство по-своему. Но, если уж честно, то почти никто не справлялся.

Елизавета Муратова

журналист, пиар-директор игры «Война»

Сегодня в многопользовательской онлайн-игре «Война» появился новый герой – Эдвард Сноуден, поразительно похожий на экс-сотрудника ЦРУ, все еще находящегося в Шереметьево.

Советский Союз в медиасфере стоял особнячком, у нас были Штирлиц и Гагарин, наши герои были другими

Герои в «Войне» – набор персонажей, выполняющих сразу ряд важных функций. Во-первых, они ведут войска игрока в атаку: вы не можете просто взять и отправить истребители на соседний город, кто-то должен их возглавить. Уровень героя влияет на результативность боевых действий наряду с другими факторами. Во-вторых, вы назначаете героев на те или иные должности в своем городе, что влияет на его – города – развитие. В зависимости от уровня героя, назначенного на должность врача, например, зависит скорость восстановления раненых юнитов, а от ученого – скорость развития наук.

Сейчас подавляющее число героев «Войны» дублируют персонажей литературного сериала «Этногенез», но есть и те, которые не встречались в книгах: Чака Норриса, например, в трилогии «Армагеддон» не было, а в одноименном мире он присутствует. Игра – это не калька с литературных серий, книги были взяты за основу, а детали могут меняться и постоянно меняются.

Набор героев – не исключение, и последним в нем появился Эдвард Сноуден.

Соединенные Штаты создали целую индустрию по экспорту героев разного калибра: Супермен, Человек-Паук, Бетмэн, Флеш, Железный Человек, Фантастическая четверка... Я еще долго могла бы перечислять супергероев, созданных в Штатах и успешно прижившихся по всему миру в фильмах, мультипликации, играх, книгах, комиксах, даже на обложках школьных тетрадей. Началась эпоха супергероев в 1938 году, с появлением Супермена.

Объяснять причины того, почему тематика героев тогда взорвала медиапространство, думаю, не нужно. Все помнят историю, все знают, что это было за время. Был острый социальный запрос. Этот социальный запрос за 75 лет никуда не делся, только видоизменился и трансформировался.

При этом, как оказалось, создание (супер-)героев – непростая задача, справлялось с которой каждое государство по-своему. Но, если уж честно, то почти никто не справлялся. Сможете вспомнить хотя бы одного популярного японского героя? А немецкого? Может, китайского? Французские Астерикс и Обеликс едва ли тянут на героев, но пусть постоят в одном ряду с Халком, пусть поунижаются в этом сравнении.

Советский Союз в медиасфере стоял особнячком, у нас были Штирлиц и Гагарин, наши герои были другими, ничуть не менее супер-, но сейчас они седы и почтенны, они трансформировались из героев в почитаемых ветеранов. Это не менее важная культурная единица, но совсем другая.

Былинные герои и богатыри, которыми мы по праву можем гордиться – тоже категория другая. Это категория, связанная с прошлым, а герой – он сейчас, он здесь, он среди нас. В Бетмэна немного веришь, потому что его легко представить на улице любого города: вот он мчится по ночным проспектам на своем спортивном автомобиле с навигаторами, каких свет не видывал. И поэтому он недалеко от нас, он живет с нами в одном времени. Алеша Попович на рысаке и в кольчуге, появись он на Тверской или Ордынке, будет казаться потерявшимся актером. Супергерой – наш современник, пусть и своеобразный.

И вот в новостных лентах появляется Эдвард Сноуден, простой американский парень, который вдруг понял, что выполняет приказы, кажущиеся ему преступными. И он, не особо переживая за свое будущее, поступает согласно своим внутренним ощущениям, согласно своему пониманию того, что такое хорошо.

Настоящий герой всегда обладает какими-то идеалами и отвагой, граничащей с безрассудностью: для него поставить себя под удар за идею – плевое дело, будничная ситуация. Сноуден, не желая участвовать в незаконных манипуляциях с личной информацией пользователей Сети, поступил, по сути, так же, как Бетмэн. Его даже экспортировать специально не пришлось, завешивая биллборды городов фотографиями, этот экспорт произошел сам собой, как логичное развитие ситуации.

От Супермена Сноуден принципиально отличается только одним: если Супермен – это сверхположительный герой, негативные эмоции к которому не испытывают практически нигде, то Эдвард Сноуден – герой более спорный, вызвавший крайнее неприятие сообщества, его породившего. Но и это – не новинка в истории, достаточно вспомнить, как поступили с Прометеем: его участь была гораздо страшнее, и ему никто политических убежищ не предоставлял.

Неоднозначные герои – всегда почва для того, чтобы переругаться их сторонникам и противникам. Но именно на таких персонажах строится современная культура.

Если мы сделаем вид, что существует только черное и белое, только абсолютное добро и абсолютное зло – мы вернемся если не в пещеры, то, по крайней мере, в каменные замки без отопления и канализации.

И если появление в российской онлайн-игре Эдварда Сноудена будет интерпретировано как политический жест ее создателей, то мы искренне верим в то, что и его сторонникам, и противникам очевидно: проблема защиты личной информации в Сети существует, и ее нужно решать. Причем решать – значит, следовать законодательству в области прав человека и не допускать их нарушений, а не закидывать друг друга камнями.

Мы против слежки, против нарушения конфиденциальности, против тотального контроля во Всемирной паутине. Это нарушает не только ряд законодательных актов, но саму идею интернета, его суть. Поэтому, безусловно, для всего сетевого пространства Эдвард Сноуден – герой.

..............