24 января, пятница  |  Последнее обновление — 04:12  |  vz.ru
Разделы

На Украине объявили войну книгам и школам

Андрей Манчук, политолог
Эта апартеидная система ставит русский язык на самое последнее место. И открыто унижает русскоязычных граждан, которых фактически лишают возможности обучать детей на их родном языке – несмотря на формальное равенство, гарантированное им основным законом страны. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

Россия ведет Первую смысловую войну

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Да, Польша стала жертвой пакта Молотова – Риббентропа, первой жертвой Второй мировой – но в этом ее вина. Так всегда бывает с теми, кто оказывается одержим собственной жадностью и глупостью. Подробности...
Обсуждение: 57 комментариев

Суд должен быть ритуалом, а не канцелярией

Евгений Фатеев, Руководитель Екатеринбургского отделения Русского художественного Союза
Очень долго у нас была не только сырьевая экономика, но и сырьевое мышление. Метафора «сырье» вообще исчерпывающе описывает жизненный уклад, который родился в 1990-е и от которого мы не быстро, но верно избавляемся в последние годы. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

    Путин открыл в Израиле памятник героям блокадного Ленинграда

    Лидеры России и Израиля Владимир Путин и Биньямин Нетаньяху открыли в Иерусалиме монумент «Свеча памяти», посвященный защитникам и жителям блокадного Ленинграда. Памятник, который представляет собой 9-метровую стелу, стал одним из крупнейших мемориалов в еврейском государстве
    Подробности...

    Новые лица в правительстве Мишустина

    Новый глава правительства Михаил Мишустин менее чем за неделю сумел сформировать новый состав кабинета министров. У него будет девять замов, в том числе один первый – им стал Андрей Белоусов. Силовой блок кабинета сохранился, главным дипломатом остается Сергей Лавров. Зато полностью обновился социальный блок
    Подробности...

    Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

    В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Сорос обвинил Трампа и Facebook в сговоре

        Главная тема


        Китайский вирус угрожает нефтяным доходам России

        история войны


        Путин рассказал о поразившем его факте про блокаду Ленинграда

        всемирная сеть


        Интернет начал распадаться на национальные сегменты

        необычная погода


        Вильфанд пообещал москвичам сразу три вида осадков в пятницу

        Видео

        вековые обиды


        Почему поляки и русские стали кровными врагами

        черное золото


        Москве выгоден отказ Белоруссии от российской нефти

        возможность диверсии


        Казахский нефтепровод и «Дружбу» вывели из строя одним приемом

        поправки в Конституцию


        Завоеванная стабильность дает России шанс на развитие

        Резкая реакция


        Сергей Худиев: Против болезненной пустоты нужно бороться любовью к жизни

        Позорно обмишурились


        Максим Соколов: Трактористы и телеграмисты

        Последняя битва


        Павел Волков: Население Земли устало от капитализма

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        Какая форма правления является наиболее подходящей для России?


        «Проект традиционного общества»

        Валерий Коровин, заместитель руководителя Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУ
           14 июня 2013, 11:00
        Фото: из личного архива

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В потоке новостей, освещающих процесс сдачи ЕГЭ в России, первое место по количеству скандалов и нарушений, безусловно, занял Северный Кавказ. При этом, по мнению многих экспертов, уровень образования в этом регионе России остается довольно низким и с каждым годом падает, даже на фоне общего падения уровня образования в России.

        Понятно, что сегодня от либеральных экспериментов, начатых министром Фурсенко и окончательно добивших то, что осталось нам в наследство от советского, еще сталинского наследия в системе образования, нынешним министром Ливановым страдают все. И с последствиями нынешнего падения, ставшего поистине глумлением над образованием, мы столкнемся уже в ближайшие годы, но Кавказ, как и во многом другом, регион особый, и то, как должна реализовываться образовательная модель в этом регионе, необходимо планировать отдельно.

        Для начала нужно в принципе определиться с тем, для чего России нужны регионы Северного Кавказа. Не как неотъемлемая часть России, а какую роль должны выполнять регионы Северного Кавказа в общероссийской системе разделения функций. Т.е. для начала необходимо понять, какова общая стратегия развития, общий настрой государства относительно региона СКФО. Что ждет федеральный центр от Кавказа и какими функциями планирует его наделить.

        Если мы планируем осуществить на Северном Кавказе реиндустриализацию, т.е. восстановить индустриальный уровень развития, который был как минимум в советский период, тогда действительно важно уделять особое внимание вопросам образования, его качеству и уровню. Тогда подготовленные образованные кадры понадобятся для нового витка индустриализации Северного Кавказа. Однако на сегодняшний момент всерьез этот проект даже не рассматривается. Много говорится о «туристическом кластере», большое внимание уделяется вопросам безопасности и развития силовых структур, но ни то, ни другое не требует резкого скачка повышения качества образования. Те же, что обнаружили в себе гораздо более высокий потенциал и способности к образованию и не собирались изначально посвятить себя туристическому сектору и пополнить ряды силовиков, давно покинули этот регион, переместившись в те части России, где уровень развития образования и востребованность квалифицированных кадров намного выше. Одновременно Кавказ покинули и те последние квалифицированные кадры, которые занимались вопросами образования еще с советских времен. Отток русских учителей и преподавателей вузов продолжался все 90-е и 2000-е и иссяк только сейчас, когда русских педагогов и научных работников на Кавказе практически не осталось.

        Если же мы не рассматриваем Северный Кавказ как точку, в которой необходимо поддерживать высокий уровень индустриального развития, соответственно, большое количество образованных кадров на Северном Кавказе не оправдано никакой необходимостью. И по большому счету, сложившаяся в системе образования картина отвечает уровню необходимых потребностей. Подготовленные кадры, с любым уровнем образования, вполне могут найти себе занятие в соответствии с полученным уровнем знаний в самом СКФО. Проблемы, скорее, возникают у тех, кто получил образование выше среднего – им сложнее найти себе место в соответствии с возникающими в этой связи запросами, отсюда единственное решение – переезд в другие регионы России. Следуя этой логике, можно даже утверждать, что повышение уровня образования на Северном Кавказе в нынешних условиях провоцирует отток коренного населения с Кавказа, что не есть хорошо.

        Здесь надо отметить, что система обязательного образования, доставшаяся нам по наследству от СССР, – это то, что декларировалось советским модернизационным индустриальным проектом. Каждый должен был иметь как минимум среднее образование, которое в этой связи предоставлялось бесплатно – таков был общественный договор. Это было необходимым условием для всеобщего индустриального модернизационного рывка, заявленного советским проектом и реализуемого повсеместно. Высокий уровень образования в каждой части СССР был залогом научного развития, являющегося необходимым фоном для развития промышленного и технологического. Промышленные объекты и предприятия строились повсеместно, в том числе на Кавказе, что требовало большого количества квалифицированных, высокообразованных кадров. Обязательное повсеместное образование, таким образом, стало категорическим императивом советского модернизационного проекта, и Северный Кавказ в этом стремлении не отставал от других частей советского государства, внося свой вклад в общую картину индустриального развития страны.

        История последних двадцати лет наглядно показала, каково истинное отношение традиционных этносов Северного Кавказа и к образованию и к процессу индустриализации в целом. Модернизационный пафос никогда не разделялся традиционными народами, хранящими свою традицию и не желающими жертвовать гармонией своего сосуществования с окружающим миром ради эфемерного социального эксперимента, закончившегося к тому же крахом в тот момент, когда воля элит к его завершению иссякла. Северный Кавказ, как никакой другой регион большой России, сохранил основы своего естественного традиционного социального устройства и, как следствие, меньше других был подвержен последствиям шоковой терапии теперь уже либерального эксперимента.

        Вместе с тем естественным вмещающим ландшафтом, в определениях Льва Гумилева, для сохранения традиционных этносов, их прироста и развития является аграрная среда. Города, индустриальное общество в целом разъединяют людей, отчуждают их друг от друга, атомизируют, сокращая численность народа, уничтожая традиции и уклад. Индустриальный ландшафт превращает этнос, являющийся живым организмом, в чучело, набитое опилками. Индустриальный выбор – это выбор движения к смерти – быстрого, комфортного, материально гипертрофированного – но к смерти. История двух последних десятилетий показала – сообщество кавказских народов не хочет двигаться к смерти и ради этого готово отказаться и от необходимого для этого уровня индустриального развития, поддерживающего соответствующий уровень потребления. А значит, и вопрос образования ставится не так остро. Понятным становится и отношение к образованию, логичным становится отъезд специалистов, гармоничным представляется и тот уровень образования, который установился на Северном Кавказе в настоящий момент – он достаточен для тех задач и устремлений, которые ставятся кавказскими народами сегодня. Образовательно-модернизационный пафос оставшегося русского меньшинства и научного сообщества представителей коренных народов Кавказа, чьи представления сложились еще в СССР, не разделяется большинством. Таким образом, если индустриализация как данность в сегодняшней России откладывается, переводя акцент на сырьевое развитие, в частности на Кавказе, не нужно насиловать людей, традиционные этносы и традиционные народы обязательным образованием, тем более требуя от них определенного высокого уровня.

        Вместо этого на Северном Кавказе необходимо реализовать проект восстановления традиционного общества, традиционного устройства и естественной для такого общества среды, коей является аграрная среда. В аграрном обществе, основой которого является сельское хозяйство, аграрное производство, животноводство, уровень образования совершенно иной. В таком обществе не требуется поддерживать высокий уровень образования.

        Сегодня существует некий зазор между старым советским представлением о том, каким должно быть образование и должно ли оно быть обязательным, и той данностью, с которой мы имеем дело в текущий период. На данный момент не во всех регионах России существует необходимость достижения высоких стандартов образования. Мало того, те, кто хочет получить качественное образование, уже переместились в другие регионы с Северного Кавказа. Они уже находятся в Москве, в Санкт-Петербурге, в других крупных городах и получают образование там. Всех остальных нужно оставить в покое. В том числе Северный Кавказ, перестав насильственно обременять обязательным образованием его традиционные народы. Мы их любим не за владение высшей математикой, физикой и структурной лингвистикой, а за то, что они сохраняют древнюю традицию, уклад, систему социального устройства, высокий уровень нравственности, следования традиции, и для сохранения всей этой ценности, всего этого богатства необходимо обустроить естественный предназначенный для этого вмещающий ландшафт – аграрную среду.

        Северный Кавказ – это аграрный регион. Его индустриализация была следствием советского эксперимента, но на сегодняшний день необходимость в этом отпала. Поэтому нужно просто признать, что для Кавказа требуется иной стандарт образования, нежели для других регионов. Скорее, нужно сделать акцент на среднем и средне-специальном образовании, и в принципе образование на Северном Кавказе, как и в некоторых других регионах, возможно, должно стать не обязательным, а добровольным. То есть это должен быть осознанный выбор человека. Каждый школьник и студент должен иметь возможность учиться столько, сколько он считает нужным. Сколько ему необходимо, чтобы жить и работать на своем месте, в своем регионе.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        На Украине объявили войну книгам и школам

        Андрей Манчук, политолог
        Эта апартеидная система ставит русский язык на самое последнее место. И открыто унижает русскоязычных граждан, которых фактически лишают возможности обучать детей на их родном языке – несмотря на формальное равенство, гарантированное им основным законом страны. Подробности...
        Обсуждение: 20 комментариев

        Россия ведет Первую смысловую войну

        Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
        Да, Польша стала жертвой пакта Молотова – Риббентропа, первой жертвой Второй мировой – но в этом ее вина. Так всегда бывает с теми, кто оказывается одержим собственной жадностью и глупостью. Подробности...
        Обсуждение: 52 комментария

        Суд должен быть ритуалом, а не канцелярией

        Евгений Фатеев, Руководитель Екатеринбургского отделения Русского художественного Союза
        Очень долго у нас была не только сырьевая экономика, но и сырьевое мышление. Метафора «сырье» вообще исчерпывающе описывает жизненный уклад, который родился в 1990-е и от которого мы не быстро, но верно избавляемся в последние годы. Подробности...
        Обсуждение: 10 комментариев

        Прекрасная Россия создается министрами в веселых футболках

        Андрей Медведев, Политический обозреватель
        Оказывается, что какая-то там «прекрасная Россия будущего» дутый миф. Прекрасная Россия создается сейчас, в настоящем, живыми людьми – в том числе и министрами в веселых футболках. Подробности...
        Обсуждение: 25 комментариев

        Население Земли устало от капитализма

        Павел Волков, публицист
        Хотя панд мы безусловно очень любим и мечтаем об увеличении их количества, все-таки хотелось бы, чтобы вместе с замечательными животными не умирали в нищете и люди. Они ведь тоже в основном хорошие, как и мишки. А вот стейкхолдер-капитализм – нет. Подробности...
        Обсуждение: 106 комментариев

        Против болезненной пустоты нужно бороться любовью к жизни

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Пусть скандалящих звезд на телеэкранах вытеснят люди, которые созидают и воспитывают детей. Нравственность и здравый смысл могут показаться чем-то непрактичным, звездные скандалы как-то надежнее – но, может быть, стоит поверить в своих зрителей и в их запрос на моральное и психологическое здоровье. Подробности...
        Обсуждение: 39 комментариев

        Трактористы и телеграмисты

        Максим Соколов, публицист
        И наши Майкрофты, и наши Шерлоки, т. е. разрекламированные телеграм-каналы вроде Незыгаря и им подобные, неистово надувавшие щеки, 15–16 января позорно обмишурились. Вся проницательная мысль и все глубокие инсайды оказались полной туфтой. Подробности...
        Обсуждение: 46 комментариев

        Послание – это дорого, всерьез и надолго

        Анна Федорова, вице-президент Фонда открытой новой демократии
        Почему именно сейчас? Потому что под тоскливый вой оппозиционных блогеров о том, как в России все плохо, в России неожиданно растет новое большое поколение школьников, и скоро их будет 19 миллионов. Подробности...
        Обсуждение: 14 комментариев

        Таких не берут в демократию

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Бессмысленно задаваться вопросом, что больше разозлило нашу оппозицию – требование о суверенности претендентов на высшие государственные посты или перспектива получить парламент с расширенными полномочиями. Потому что обе эти «беды» для них одинаково губительны. Подробности...
        Обсуждение: 44 комментария

        Европейский восток забурлит не меньше Ближнего

        Алексей Токарев, к.п.н., старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России
        Россия появляется, когда надо разрешить сложный вопрос в двусторонних отношениях. Задача России не похитить участников из «клуба непослушаек» или организовать ему альтернативу, но сделать так, чтобы в игре, жестко управляемой воспитателем в лице США, было больше творчества. Подробности...
        Обсуждение: 6 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............