«История о чеченском парне»

@ ИТАР-ТАСС

27 мая 2013, 17:12 Мнение

«История о чеченском парне»

В воскресенье мне снова понадобилась машина, чтобы доехать из аэропорта домой, и я позвонил своему случайному чеченскому знакомому. Как и обещал. Он подъехал вовремя, и мы покатили в город.

Юрий Лоза

музыкант

В воскресенье мне снова понадобилась машина, чтобы доехать из аэропорта домой, и я позвонил своему случайному чеченскому знакомому. Как и обещал. Он подъехал вовремя, и мы покатили в город. Сначала, в соответствии с приличиями, мы обменялись формальностями: он спросил о том, как прошли гастроли, я рассказал и, в свою очередь, спросил его о семье и о том, как идет бизнес. Он ответил, что в семье без изменений, бизнес идет ни шатко ни валко, но машины едут, так что все нормально. Потом он собрался с мыслями и выдал то, ради чего, собственно, и приехал:

Ты смог бы объяснить своему сыну, что рискуешь его жизнью ради какой-то, пусть даже и большой, цели?

– Вот ты рассказал мне в прошлый раз историю о московском молодом человеке, который полюбил дочь английского банкира, хотел на ней жениться, но отец, такой Карабас-Барабас (ты же меня имел в виду?), разрушил их счастье, потому что настоял на браке с девушкой, которую сам нашел ему на родине. И парень сразу нюни распустил, потому что, мол, жизнь ему поломали из-за «каких-то» традиций. Но ты не понимаешь, что твоя история не о русском парне, а о чеченском, для которого традиции совсем не «какие-то»!

Мы воспитываем ребенка абсолютно не так, как европейцы. Вы с ним сюсюкаете, а мы с самых малых лет прививаем ему понятие долга и дух воина. Вот у тебя что на стене висит? Наверняка картинка какая-нибудь, пейзаж или натюрморт. А у меня висит кинжал! Настоящий, не какая-то бутафория. И пусть я каждый день в своих молитвах прошу Аллаха, чтобы мне не пришлось использовать мой кинжал против человека, но для моего сына он был первой игрушкой. И когда он своими маленькими ручками сжимал настоящее оружие, я рассказывал ему не сказки про белого бычка, а наши легенды о великих людях, для которых закон гор был главнее жизни. Причем не только своей. За долгую историю востока много раз для закрепления разных соглашений правители отдавали своих сыновей в заложники, ну, так у нас было принято. Вот ты смог бы объяснить своему сыну, что рискуешь его жизнью ради какой-то, пусть даже и большой, цели? Что ты отправляешь его в чужой опасный дом не потому, что его не любишь, а потому, что так надо. И маленький мальчик беспрекословно шел, потому что он уже лет чуть ли не с пяти был воином, он уже с детства понимал, что есть в этом мире кое-что более важное, чем его «хочу – не хочу». Мне кажется, ты понял, что я хотел сказать...

Но ведь и я тоже подготовился к нашему разговору, кое-что вспомнил и почитал. Вот что я ему ответил:

– Тогда разреши мне напомнить тебе один эпизод из истории завоевания Кавказа. Скорее всего, ты эту историю знаешь, но я все равно ее расскажу, ведь любую историю каждый рассказчик подает по-своему. Так вот. Имам Шамиль был великим воином, это признавали даже его враги. Два десятка лет он воевал против Российской империи, которая обладала почти десятикратным превосходством в ресурсах и ничего не могла поделать с его немногочисленной, но очень подвижной и чрезвычайно боеспособной армией. В 1839 году генерал Граббе обложил гору Ахульго, где была резиденция имама. После длительной осады, когда силы оборонявшихся были на исходе, Шамиль пытался выиграть время и вел переговоры, в результате которых его старший сын Джамалуддин стал заложником и был передан нападавшим. Штурм все равно состоялся, имам потерял многих близких людей, все свое войско и чудом спасся – ушел непроходимыми горными тропами.

А сын имама был отправлен в тогдашнюю столицу, Санкт-Петербург, где нашлись умные люди, которые рассудили: мальчику не пять лет, а почти в два раза больше, он прошел самую суровую школу из всех возможных, а на поясе у него висел настоящий личный кинжал, причем он знал, как этот кинжал использовать против человека. Поэтому его не стали, как говорится, «ломать», а определили в кадетский корпус, причем разрешили совершать молитвы, носить горскую одежду и даже оставили ему тот самый кинжал.

Учился он блестяще, по окончании училища был произведен в офицеры и определен в литовский полк. Сам Николай первый следил за его успехами. Он сильно отличался от всех офицеров – ходил в черкеске, с кинжалом на поясе, не принимал участия в попойках, потому что не употреблял спиртное, знал несколько языков, увлекался физикой и математикой. Его учителя в один голос говорили, что через несколько лет он станет ученым мирового уровня, так велики были его достижения. На одном балу он познакомился с девушкой Лизой, дочерью очень прогрессивно настроенного, известного и состоятельного человека. Молодые люди горячо полюбили друг друга и решили пожениться сразу, как только Джамалуддин оставит воинскую службу и займется своей любимой наукой. Родители девушки были не против. Но тут судьба нанесла свой внезапный удар. Шамиль, который все эти годы с переменным успехом вел боевые действия, в 1854 году захватил в плен обоз, в котором ехали грузинские княгини, близкие к царской фамилии. Обменять их он был готов только на сына.

Война есть война, политика есть политика – обмен состоялся. Джамалуддина отправили под конвоем на Кавказ и передали отцу, который возлагал на сына большие надежды как на военачальника. Но молодой человек отказался воевать, сказав, что вообще не верит в возможность решения каких-либо конфликтов посредством оружия, что только переговоры способны принести на его родину долгожданный мир, что он хочет заниматься наукой, что его всерьез интересует электричество и все, что с ним связано. А еще он сказал, что любит девушку, без которой не сможет жить. Шамиль был огорчен таким ответом, но рассудил, что горы снова сделают из его сына воина, и велел отправить парня в дальний горный аул, чтобы выветрилась дурь из головы. Однако Джамалуддин затосковал и начал угасать как свеча, хотя вроде и не было на то причин: в его распоряжении были свежий горный воздух, простая еда и уйма свободного времени. Когда имаму доложили, что сын умирает, Шамиль связался с имперским командованием и попросил, чтобы прислали доктора. Ему пошли навстречу и выделили лучшего полкового медика. Но тот, осмотрев пациента, только развел руками и сказал, что в мире пока еще не придумали лекарства от любви. Через несколько дней молодой человек умер. Вот такая история...

При расставании он выпросил мой телефон и сказал, что, как только ему будет что мне сказать, он позвонит. А почему бы и нет?

Источник: Страница Юрия Лозы на Facebook*

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............