«Знаки на стенах»

@ ИТАР-ТАСС

21 мая 2013, 12:02 Мнение

«Знаки на стенах»

Прибили доску, а начни ее снимать по закону – поднимется крик и шум по поводу попрания памяти, в котором совершенно, как уже бывало, потонет доказательная сторона дела.

Борис Якеменко

историк, член Общественной палаты, руководитель православного корпуса движения «Наши»

В Москве на одном из домов в Газетном переулке давно висит солидная мемориальная доска, возвещающая граду и миру, что в этом здании до 2009 года работал «выдающийся экономист» Гайдар.

Как были преодолены за столь короткий срок все бюрократические препоны, существующие для желающих кого-либо или что-либо увековечить?

О выдающести экономиста и его соратников сказано немало (особенно хорошо сказано А. Пушковым в его последней книге). Но сейчас не об этом. Сейчас исключительно о доске. Нет никакого сомнения в том, что ее установила не «благодарная Россия», а небольшой круг друзей Гайдара. Они, друзья, как известно, привыкли взывать к законности и порядку и обличать за отсутствие как первого, так и второго нынешние власти. Так давайте посмотрим на эту доску сквозь призму закона. 

Согласно «Временному положению о порядке установки в Москве мемориальных досок и других памятных знаков» от 05.01.1999, мемориальные доски и памятные знаки устанавливаются в Москве тем или иным «выдающимся личностям» при «наличии официально признанных достижений в государственной, общественной, политической, военной, производственной и хозяйственной деятельности, в науке, технике, литературе, искусстве, культуре и спорте за особый вклад личности в определённую сферу деятельности, принесший долговременную пользу Отечеству». Вопросы увековечения памяти выдающихся событий и личностей рассматривает Комиссия по увековечению памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории. В комиссию среди прочих документов предоставляются «копии архивных документов, подтверждающих достоверность события или заслуги увековечиваемого лица».

Дальше идут бюрократические пороги типа «художественно-архитектурного проектирования», «рассмотрения проекта на художественно-экспертном совете по скульптуре и монументальному искусству при комитете» и т. д. И еще одна очень примечательная деталь: «мемориальные доски (памятные знаки) устанавливаются не ранее чем через пять лет после кончины увековечиваемого лица».

В связи с этим возникает несколько вопросов.

Гайдар скончался в 2009 году, а мемориальная доска появилась с булгаковской «необыкновенной, поразившей председателя быстротою» – не позднее чем через год. Ведь верно, как говорил стихотворец Гаргантюа, ведь правильно? Правильно.

Не менее важен и еще один вопрос. Кто, когда и как официально признал на государственном, юридически оформленном уровне Гайдара «выдающимся экономистом» в частности и выдающейся личностью в целом (друзья с Чубайсом и Гозманом во главе не в счет) и тем более официально признал его достижения «в государственной, общественной, политической, военной, производственной и хозяйственной деятельности, в науке, технике, литературе, искусстве, культуре и спорте за особый вклад личности в определённую сферу деятельности, принесший долговременную пользу Отечеству»?

Финал этой фразы особенно печален, ибо если вспомнить, что Гайдар в свое время, признав провал реформ, ушел со своего высокого поста, то это значит, что о «долговременной пользе Отечеству» не заикался даже «архитектор реформ». Не говоря уже о весьма сомнительных фразах о необходимости «вымирания» части населения во имя реформ. И, наконец, последнее. Как были преодолены за столь короткий срок все бюрократические препоны, существующие для желающих кого-либо или что-либо увековечить?

Вопросы не праздные. И как бы ни неприятно было обо всем этом вспоминать, еще раз стоит отметить, что закон для всех один. А иначе интересно, хотя и предсказуемо, получается. Прибили доску, а начни ее снимать по закону – поднимется крик и шум по поводу попрания памяти, в котором совершенно, как уже бывало, потонет доказательная сторона дела.

Кстати, точно такая же «мемориальная доска» висит на Лесной улице – на доме, где жила гражданка США Политковская (кстати, в самой «Новой» отдельная рубрика, посвященная Политковской и всегда пустая, куда-то рассосалась). Памятные доски о гражданах США в Москве – это вообще замечательно. А ведь закон для всех один – российский закон. И для выполняющих в российских газетах свой долг перед Госдепом американских граждан, проживающих на территории России, и для неудачливых посредственных экономистов и их друзей.

Источник: Блог Бориса Якеменко

..............