«Деньги нужны не всем»

@ из личного архива

13 мая 2013, 16:35 Мнение

«Деньги нужны не всем»

Когда речь заходит о минимальной зарплате, надо учитывать, что бывает не только «минимальная зарплата», но и «минимальная работа». Реально желающий зарабатывать деньги человек устроится в Петербурге на тридцатку всегда, независимо от начальных условий.

Олег Макаренко Олег Макаренко

бизнесмен, блогер, журналист

За удовольствие жить в мегаполисах надо платить. Миллион рублей за Петербург, два миллиона – за Москву. Примерно столько составляет разница в цене между 20 квадратными метрами в каком-нибудь ухоженном миллионнике и 20 квадратными метрами в наших главных столицах.

Надо учитывать, что бывает не только «минимальная зарплата», но и «минимальная работа

Справедливо ли это?

Не думаю. Однако должен заметить, что даже в социалистическом насквозь СССР цена въезда в Петербург и Москву доступной отнюдь не была.

Эта цена, кстати, отчасти оправдывается более высокими зарплатами. Я все еще изучаю комментарии к прошлому своему посту и надеюсь через какое-то время составить более-менее полную картину разницы между жирными и тощими регионами нашей огромной страны.

Тем не менее надо понимать, что даже в моем Санкт-Петербурге, который можно при удачном раскладе пересечь из конца в конец менее чем за час, зарплаты у двух одинаковых на вид людей легко могут различаться в 10 раз. Попытаюсь объяснить почему и составить небольшую классификацию мест работы.

Для простоты будем считать, что речь идет об адекватном сотруднике без серьезных проблем типа тяжелой этаноловой зависимости. Также, пожалуйста, примите во внимание, что я рисую картину «широкими мазками» и игнорирую очень многие нюансы/исключения.

Работа без квалификации

1. Работа для пенсионеров. 5–10 тысяч рублей.

Гардеробщики, вахтеры, прочие непыльные и непафосные места, где главной обязанностью сотрудника является присутствие на рабочем месте. Зачастую на эти места идут за общением, а не за деньгами: человек является социальным животным, и для многих ходить на работу не менее естественно, чем, например, ходить в душ или в церковь.

2. Работа без особых требований к персоналу. 8–15 тысяч рублей.

Фасовщики, рядовые сотрудники почты, разный вспомогательный персонал, охранники без лицензии. Места, где особо не напрягают работой, но и не балуют зарплатой. Эдакая «работа для жизни»: чтобы после рабочего дня оставалось еще желание сходить в кино или поиграть в компьютерные игры.

3. Работа на «конвейере». 15–40 тысяч рублей.

Продавцы, кассиры, повара, официанты, секретари, менеджеры в салонах связи... Тут платят уже довольно ощутимые деньги, требуя взамен реальных результатов работы. Здесь читать кроссворды и лениво перекладывать бумажки уже не получится: надо реально пахать, выкладываться. Как на проклятом загнивающем Западе.

4. Тяжелая работа. 30–100 тысяч рублей.

Клинеры, грузчики, строители. Выматывающая и зачастую вредная для здоровья работа, желающих на которую не так чтобы много. Сюда обычно идут люди, которым действительно нужны деньги.

Работа с квалификацией

5. «Легкая» работа. 15–40 тысяч рублей.

Школьные учителя, ремонтники разного рода. Как правило, главное в этих профессиях – соблюдать минимальный уровень качества работы и присутствовать на рабочем месте. В конце 90-х я совмещал учебу в вузе с работой младшим сисадмином... Как я теперь понимаю, это была самая психологически комфортная работа в моей жизни.

6. Работа «средней тяжести». 30–70 тысяч рублей.

Бухгалтер, менеджер по закупкам/отгрузкам. Здесь уже есть некий план, который надо успеть выполнить, над головой незримо висит довольно серьезная ответственность. Работа периодами бывает довольно сложной и неприятной.

7. «Тяжелая» работа. 40–100 тысяч рублей и больше.

Программисты, например. Добавил бы сюда еще и врачей, но не буду этого делать, чтобы не разводить ненужный флейм. Отмечу только мимоходом, что знаком минимум с тремя врачами, которые, будучи хорошими специалистами, зарабатывают далеко за сотню.

Впрочем, повторюсь, ситуации бывают разные. Если кто-то мало зарабатывает, это еще не значит, что он лентяй или неумеха. Всякое бывает.

Например, очень многие люди просто не считают размер зарплаты чем-то важным, поэтому они категорически не готовы ни учиться ради новой работы, ни идти работать «не по специальности», ни хотя бы перепробовать несколько вакансий, прежде чем соглашаться на первую попавшуюся.

Вчера в комментариях мне много писали про несчастных медсестер, которые работают как каторжные, но зарабатывают по 6–8 тысяч рублей в месяц...

Вот вам реальный расклад по сиделкам в Санкт-Петербурге, благо моим хорошим знакомым недавно была нужна такая услуга для пожилого человека. Обязанности сиделки: находиться в одной квартире с пенсионером и, грубо говоря, следить, чтобы с ним ничего не случилось. Медицинского образования не требуется, физической силы тоже. Жить, соответственно, нужно прямо там. Оплата – от тысячи рублей в день.

Таким образом, можно понаехать из любого маленького населенного пункта и откладывать по 30 тысяч рублей в месяц – за вычетом небольшой суммы на еду, которая в Петербурге стоит не так чтобы очень дорого.

Само собой, если у сиделки есть минимальное медицинское образование, если она умеет делать уколы и ставить капельницы, деньги уже другие, побольше.

Тем не менее едущих в сторону Петербурга эшелонов медсестер, желающих сделать за одно лето свой годовой заработок, как-то не наблюдается... На рынке труда в наличии все больше гости из соседних солнечных республик.

Подведу итог

Когда речь заходит о минимальной зарплате, надо учитывать, что бывает не только «минимальная зарплата», но и «минимальная работа». Реально желающий зарабатывать деньги человек устроится в Петербурге на тридцатку всегда, независимо от начальных условий. Развозчиком пиццы, поваром-кассиром в какой-нибудь фастфуд, уборщиком... Вариантов полно даже при нулевой квалификации.

Однако повторюсь, деньги нужны далеко не всем. Поэтому многие в Петербурге готовы работать и за гораздо меньшие деньги: при условии, что у них будет удобный график, комфортное рабочее место, нетребовательный начальник, безлимитные отгулы, маленький план и так далее, и тому подобное.

Осуждаю я этих людей?

Даже и не думаю. Мы живем в свободной стране, и если кому-то по душе «внутренний дауншифтинг», он имеет полное право работать так, как считает нужным.

В конце концов, подобная «мягкая занятость» куда как правильнее и справедливее, чем плодящее наркоманов пособие по бедности, при помощи которого на Западе выкашивают целые социальные пласты населения.

Источник: Блог Олега Макаренко

..............