«Лишь инструмент»

@ кадр из выложенного в сети видео

25 апреля 2013, 16:49 Мнение

«Лишь инструмент»

Как предотвратить описанные негативные последствия пользования интернетом для детей? Для этого после просмотра интернет-контента ребенок должен рассказывать об увиденном.

Марк Сандомирский

психотерапевт

Выступление на 4-м Российском форуме по управлению интернетом

По мере того как интернет все больше интегрируется в нашу жизнь, наряду с его позитивными сторонами становятся заметны и негативные моменты всеохватывающего проникновения интернета. Особенно актуальны последние в аспекте онлайнового влияния на детей. С психологической точки зрения негативное влияние интернета можно разделить на:

Как предотвратить описанные негативные последствия пользования интернетом для детей?

1. Тактическое – создание актуальных для юных пользователей (и их родителей) стрессов (по классификации Г. Солдатовой, четыре группы рисков – троллинг/кибербуллинг; груминг/секстинг; интернет-мошенничество; вирусная опасность).

2. Стратегические – негативное влияние на психическое развитие ребенка и подростка. Влияние интернета на возрастное формирование психики описывается как цифровой психоморфоз. Среди его составляющих, которые несут в себе негативный потенциал, необходимо отметить такие как:

а) Цифровая гипомнезия, или снижение эффективности запоминания (нет необходимости хранить информацию в долговременной памяти, если она всегда доступна по поисковому запросу в онлайне).

б) Цифровое (клиповое) мышление, характеризующееся поверхностностью суждений, снижением критики и, соответственно, поспешностью принимаемых решений.

в) Цифровая социализация – чрезмерное увлечение виртуальным, онлайновым общением в ущерб живому, офлайновому чревато развитием коммуникативной и эмоциональной некомпетентности, дефицита навыков взаимодействия с окружающими в реальном социуме и, соответственно, нарушением социально-психологической адаптации.

Регулярность повторения подобных состояний, их суммарная длительность (практически ежедневно, до нескольких часов в день, особенно если пользование интернетом оказывается вне родительского контроля, и у ребенка возникает интернет-зависимость) могут быть достаточными для того, чтобы оказывать на психическое развитие ребенка/подростка значимое влияние.

В целом рассматриваемое влияние интернета на психическое развитие можно рассматривать как цифровую неотению, сдерживание развития, особенно а аспекте формирования личностной зрелости, результатом чего становится инфантилизация. Механизмом такого влияния выступает возрастная регрессия (применительно к пользованию компьютером/интернетом – цифровая регрессия). Причины ее возникновения – психофизиологические:

а) информационная избыточность (которая ассоциируется с онтогенетически ранним опытом первичного научения);

б) длительное сосредоточение внимания на одном источнике информации (экран компьютера или мобильного устройства), в т. ч. фиксация взгляда;

в) отвлечение от окружающей реальности: изменение восприятия времени («время летит незаметно»), места (пользователь абстрагируется от своего физического окружения, забывая о нем) и собственной личности («растворение своего Я»).

Как предотвратить описанные негативные последствия пользования интернетом для детей? Для этого после просмотра интернет-контента ребенок должен рассказывать об увиденном, соответственно вербализовать и перерабатывать свой непосредственный опыт. Простыми способами реализации такой задачи являются онлайновые игры с включением элементов обратной связи (викторины): ребенку после просмотра фрагмента интернет-контента задаются вопросы, за правильные ответы на которые он получает виртуальные поощрения. В школах это могут быть специальные упражнения/уроки, цель которых – выработать правильный динамический стереотип пользования интернетом: переосмысление полученной в Сети информации через ее пересказ (для подростков – составление конспекта, «ментальной карты»).

Важным шагом в обеспечении безопасности интернета для подрастающего поколения может стать создание специальных «детских сегментов» Сети, в частности – домена «.дети».

Конечно, это будет работать в том случае, если «безопасная зона» станет в достаточной мере наполненной привлекательным для юных пользователей контентом, особенно социомедийным. В его создании большую роль может сыграть краудсорсинг, объединенные усилия ответственных пользователей родительского поколения. В конце концов, воспитание детей – дело самих родителей, а интернет – лишь инструмент, который для этого может быть полезен.

Источник: Блог Марка Сандомирского

..............