Деловая газета «Взгляд»
http://www.vz.ru/opinions/2013/4/2/626997.html

«Полным ходом»

Петр Щедровицкий, советник генерального директора корпорации «Росатом», заместитель директора Института философии РАН по развитию
   2 апреля 2013, 13::15
Фото: из личного архива

На наших глазах в России меняются приоритеты 90-х и 2000-х: на рынке чувствуется существенный избыток юристов, экономистов, психологов. Завтра станут не нужны охранники, бухгалтеры, водители.

Процесс смены приоритетов занятости на мировом рынке труда и исчезновения целого ряда привычных для нас профессий, например охранников и бухгалтеров, идет полным ходом. Эти проблемы прежде всего испытывают на себе развитые экономики, в которых уровень безработицы резко подскочил еще в начале экономического кризиса – в 2008–2009 годах. Однако рано или поздно безработица коснется и России, рынок труда которой пока отражает тенденции конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века.

Люди обычно чувствуют эти изменения на несколько лет раньше, чем их фиксируют государственные институты управления. Именно поэтому они уже сегодня начинают задумываться о переквалификации и получении дополнительного образования. И здесь встает вопрос, где это образование получать, каково его реальное качество в России.

Многие прогнозы сегодня предрекают возвращение востребованности инженерной профессии. На наших глазах в России меняются приоритеты 90-х и 2000-х: на рынке чувствуется существенный избыток юристов, экономистов, психологов. Завтра, как я уже сказал, станут не нужны охранники, бухгалтеры, водители. Не нужны преподаватели, которые учат по старым программам, пересказывая учебники, которые можно бесплатно скачать в интернете. Кардинально меняются требования к подготовке врачей: они должны уметь работать с современными информационными системами, роботизированными диагностическими и лечебными комплексами, 3D-моделями с электронными картами тела, с электронными датчиками болезни – это принципиально другой уровень профессиональной и специальной подготовки.

Естественно, меняются и требования к инженерным специальностям. Нам нужен системный инженер, который представляет, как устроен современный мир деятельности, и может на него влиять. Он должен не только уметь решать задачи по совершенствованию технических устройств, но и быть в состоянии проектировать полный жизненный цикл техно-природных систем.

Как известно, почти 20% российских семей сегодня рассуждают следующим образом: понятно, что наши дети рано или поздно уедут из России или будут работать в глобальных компаниях, в том числе на территории России и стран СНГ. На Западе образование стоит 20 тысяч долларов в год, а здесь – в среднем три–четыре. Если ты показал хорошие результаты, то можешь вообще учиться за счет бюджета. Поэтому нужно любыми способами его получить, и желательно – бесплатно. Если мы правильно выберем вуз и будем что-то еще ребенку давать, пока он растет, из того «супового набора», который в мире «продается», то он потом себе место найдет. Доучится где-то по конкретной специальности и найдет работу.

Тем, кто планирует работать в России, нужно четко понимать, что не может быть хорошей подготовки в тех областях, где нет промышленного производства и проектов мирового уровня. Это связанные друг с другом процессы. Поэтому выбирать надо сферу занятости, а не вуз. Ведь на процесс обучения придется потратить много сил и семь–десять лет жизни. И многое зависит от целеустремленности и собранности самого учащегося. Во всяком случае, не меньше, чем от выбора хорошей кафедры и типа специализации. Другими словами, мы снова приходим к необходимости осознать, что образование – это дело наших рук. Тому, кто хочет развиваться, придется самостоятельно добирать необходимые знания, а не надеяться на какой-то конкретный вуз, учебную программу и даже систему образования в целом.