«Отношение к Библии»

@ facebook.com/inkvizitorr

11 апреля 2013, 12:07 Мнение

«Отношение к Библии»

Если пытливо вглядываться в историю, то можно без труда найти множество интересных парадоксов. Одним из них является всеобщее распространение Библии.

Иерей Антоний Скрынников

настоятель в Храме святого благоверного великого князя Димитрия Донского, преподаватель сектоведения в Ставропольская Духовная семинария, главный редактор сайта Ставропольская митрополия

Если пытливо вглядываться в историю, то можно без труда найти множество интересных парадоксов. Одним из них является всеобщее распространение Библии. Книга, которую практически не издавали с 20-х годов, за хранение которой можно было получить срок или лишиться работы, книга, которую безжалостно уничтожали, теперь есть практически в каждом доме.

Именно такое отношение к Библии привело в свое время к революции

Но, несмотря на это распространение, Библия остается чем-то запретным и недосягаемым, книгой, которую можно хранить дома, но не следует читать, так как она слишком сложна и полна «противоречий».

Я уверен, что именно такое отношение к Библии привело в свое время к революции. Великий русский писатель Владимир Марцинковский, эмигрировавший после революции на Запад, в своих воспоминаниях пишет об очень характерном моменте, подтверждающем мою уверенность: «Вернувшись однажды вечером домой, я нашел у себя на столе письмо, спешно вызывающее меня в Тулу для чтения лекции. Нужно было ехать в тот же вечер, так как зал был снят на завтра.

Я поспешил на Курский вокзал. У кассы стояла длинная очередь. Ко мне подошел какой-то господин, предлагая перекупить у него билет (оказавшийся ему ненужным). Я отнесся к нему с недоверием, опасаясь за действительность билета, но все же взял его – и хорошо сделал, ибо, как потом выяснилось, в тот день на Тулу больше билетов не продавали.

Ехать было очень неудобно. Пришлось стоять на площадке с выбитым окном. Был мороз, дул резкий ветер. Предстояло часов семь пути, и притом ночью. От усталости и желая укрыться от ветра, я опустился на пол (место мое было как раз у открытого окна) и сел между солдатских сапог, так как вся площадка была забита красногвардейцами.

Каждый из них по очереди придерживал у разбитого окна большой грубый мешок для защиты от холодного ветра.

Один из солдат похвалялся грабежами и убийствами, в которых он участвовал в дни революции.

Я не выдержал, встал из своего уголка и спросил рассказчика: «Разве Христос в Евангелии учил так делать?»

– А нешто мы его читали? Мы только крышку Евангелия целовали... А что в ем писано, того не знаем.

Поистине, «гибель народу без слова Божия».

Очень часто в миссионерской практике приходится сталкиваться с такими аргументами против чтения Библии, как непонятность прочитанного, сложный церковно-славянский язык, многочисленные жестокости, описываемые в Ветхом завете.

Когда я слышу аргументы о сложностях в восприятии прочитанного, я всегда задаю собеседнику вопрос: с первого ли урока в школе он понял весь школьный курс химии? Естественно, при первом чтении многое может показаться сложным и непонятным, но не стоит сразу бросать чтение, можно воспользоваться многочисленными библейскими справочниками и толкованиями для разъяснения того или иного места или просто спросить у священника. Не может быть аргументом и непонятность славянского языка, так как Российским библейским обществом выпущено громадное количество изданий на современном русском языке.

У меня есть знакомый спортсмен. И вот он мне как-то рассказал, как он пришел к Богу. Он несколько раз начинал читать Новый завет. И каждый раз, открывая его, он видел Евангелие от Матфея, первую главу, где описана вся родословная Спасителя. Дочитав до половины, он обреченно закрывал книгу. И вот как-то однажды он решил дерзновенно опустить первую главу и прочитал все Писание на одном дыхании, после чего пришел в храм.

Вопрос о жестокостях в Библии стоит в несколько иной плоскости. Проблема заключается в том, что мы пытаемся понять ту или иную ситуацию Ветхого завета, адаптировав ее к современной реальности, к современным этическим и моральным стандартам. В этом вся и беда. Время, описываемое в Ветхом завете, – это не прошлый год и даже не прошлое тысячелетие, а совершенно иной культурно-исторический пласт. То, что считается недопустимым сейчас, считалось вполне естественным для еврейского народа того времени. В свое время Петр I запретил дворянам отращивать бороды. Но никто же не пытается в нынешнее время осудить его за посягание на право самоопределения с точки зрения Конституции РФ. Наоборот, в историю и в память потомков он вошел с титулом Петра Великого. Так и мы, читая Библию, должны понимать совершенно иные условия проживания и менталитет людей того времени, а при нахождении «очередной» жестокости не кидаться обвинениями в адрес христиан, а прочитать это место в контексте всей главы или книги.

Источник: Блог иерея Антония Скрынникова

..............